Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Деньги, отделяемые на милостыню, не следует тратить на выполнение заповедей, как, например, на покупку свечей для синагоги или других вещей, нужных для выполнения заповедей; эти деньги следует только отдавать бедным.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
503 авторов68 активных439 современных27 — прошлых поколений394 мужчин73 женщин

Раби Моше Кордоверо

Публиковался на Толдоте с июня 2004 по март 2010 гг.

Бесконечная и неизменная Первопричина, которую р. Моше называет Эйн-соф (Бесконечность), по его словам по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе — так, что «ничто не существует вне Б-га».

Раби Моше бар Яаков Кордоверо (Рамак) — один из величайших кабалистов всех поколений. Годы жизни: 5282—5330 (1522—1570 гг.). Жил в Цфате.

Предполагают, что его фамильное прозвище Кордоверо родилось от названия испанского города Кордова — так как он происходил из семьи изгнанников из Испании.

Изучал законы Торы у автора кодекса Шульхан Арух, мудреца раби Йосефа Каро, а сокровенные разделы Торы — у кабалиста раби Шломо Алькабеца, в его знаменитой ешиве, расположенной на горе Мерон возле Цфата. Впоследствии он женился на сестре р. Алькабеца.

Еще в юности, не достигнув и двадцати лет, получил смиху (раввинское посвящение) от главного раввина Цфата р. Яакова Бейрава.

Основал в Цфате свой дом учения, где преподавал кабалу. Наиболее выдающимися из его учеников были р. Элияу Ди Видас, р. Авраам Галанти и р. Хаим Виталь.

Когда в 5330 (1570) году из Египта в Цфат прибыл р. Ицхак Лурия (Аризаль), он также вошел в группу учеников р. Кордоверо. И впоследствии Аризаль называл его «наш наставник и учитель».

В своем основном труде, трактате Пардес римоним («Гранатовый сад»), р. Моше Кордоверо подвел итоги развитию идей кабалы за три века, начиная с опубликования книги Зоар («Сияние»).

Особенное внимание в своей книге он уделяет исследованию взаимоотношений Творца и сотворенной Вселенной. Автор подчеркивает, что бесконечная и неизменная Первопричина, которую он называет Эйн-соф (Бесконечность), по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе — так, что, по выражению самого р. Кордоверо, «ничто не существует вне Б-га».

Его перу принадлежат и другие значительные трактаты по кабале: Сефер аГейрушин («Книга отлучения»), Шиур кома («Во весь рост») и Ор Неэрав («Сладостный свет»), а также комментарий на книгу Зоар.

Р. Кордоверо написал этический трактат Томер Двора («Пальма Дворы»), в котором призывает человека строить свой характер, используя в качестве примера представленные в Торе атрибуты Всевышнего — Его долготерпение, Его готовность прощать, Его верность своему слову и т.д.

Р. Моше Кордоверо умер двадцать третьего Тамуза 5330 (1570) года.

Его сын, р. Гедалья Кордоверо, стал в дальнейшем главным раввином Иерушалаима.

Книги р. Моше Кордоверо были изданы лишь после его смерти. Первым вышел из печати его трактат Пардес Римоним — он был издан усилиями учеников в Венеции в 5346 (1586) году, а в 5352 (1592) году он был выпущен вторично — в типографии Кракова. В 5347 (1587) году в Венеции вышел в свет трактат Ор Неэрав, а за ним, в 5349 (1589) году последовал этический трактат Томер Двора (в дальнейшем эта книга выдержала множество изданий, став одной из самых популярных книг мусара).

Спустя три века — в 5643 (1883) году в Варшаве — был впервые издан трактат Шиур Кома. И наконец, в 5652 (1892) году в типографии польского города Пшемысля был опубликован его комментарий к молитвеннику, получивший название Тфила леМоше («Молитва Моше»). Все эти книги оказали решающее влияние на развитие кабалы.

Однако и по сей день значительная часть его кабалистических сочинений, в том числе и комментарий на Зоар, по-прежнему остается в рукописях.

В тему, посвященную этому автору