Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Деньги, отделяемые на милостыню, не следует тратить на выполнение заповедей, как, например, на покупку свечей для синагоги или других вещей, нужных для выполнения заповедей; эти деньги следует только отдавать бедным.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
503 авторов68 активных439 современных27 — прошлых поколений394 мужчин73 женщин

Рав Шломо Ганцфрид

Публиковался на Толдоте с января 2005 по октябрь 2016 гг.

Раби Шломо бар Йосеф Ганцфрид (Кицур Шульхан Арух; 5564-5646 /1804-1886/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Родился в закарпатском городе Унгваре (Ужгороде), входившем в состав Австро-венгерской империи.

В 5572 /1812/ году, в восьмилетнем возрасте, он осиротел. Воспитывался в доме главы раввинского суда Унгвара р.Цви-Гирша Геллера (5536-5595 /1776-1835/ гг.), который обучал его Торе.

Женившись на дочери богатого коммерсанта, занимался виноторговлей. По свидетельству современников, в своем магазине он с великим усердием изучал Тору — радуясь тому, что его не слишком беспокоят клиенты, и тому, что он не перебивает заработок у других торговцев.

В 5588 /1828/ году, когда р. Шломо Ганцфриду было только двадцать два года, один из духовных лидеров поколения р. Моше Софер (Хатам Софер) писал о нем: «Выдающийся и непостижимый мудрец, …праведник, славное имя которого обретет величие» (Хатам Софер, Йорэ деа 137).

В 5594 /1834/ году, в тридцатилетнем возрасте, р. Шломо выпустил свою первую книгу Кэсет аСофер(«Письменный прибор») — собрание законов, связанных с написанием Свитка Торы, тфилин и мезузы.

«Я внимательно изучил ее от начала и до конца, — отмечал в предисловии к этой книге р. Моше Софер, — и убедился, что все законодательные нормы в ней определены безупречно! И поэтому я требую от всех своих учеников и последователей, чтобы, начиная со дня выхода этой книги и далее, ни один кандидат не получал бы удостоверение софера (переписчика священных текстов) до тех пор, пока он не изучил ее в совершенстве».

Книга Кэсет аСофер и по сей день является одним из самых авторитетных законодательных сводов в области написания еврейских священных текстов.

В 5603 /1843/ году, когда его торговое предприятие разорилось, р. Шломо принял на себя обязанности раввина: он возглавил общину городка Брезовица в округе Сараш, а затем, в 5610 /1850/ году стал главой раввинского суда в Унгваре, где родился и вырос.

Итогом его многолетней деятельности законоучителя стал составленный им кодекс Кицур Шульхан Арух («Краткий Шульхан Арух»), изданный в 5624 /1824/ году в типографии Унгвара. В этой книге он предельно сжато и просто изложил все законы, знание которых необходимо каждому еврею в его повседневной жизни. В большинстве случаев он не приводил различные точки зрения, а, стремясь к максимальной определенности, лишь указывал окончательные алахические выводы.

При установлении законодательных норм р. Шломо Ганцфрид руководствовался кодексом Шульхан Арух, а также мнениями позднейших законоучителей — в первую очередь троих из них: раби Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе), основателя хасидского двора ХаБаД и составителя кодекса Шульхан Арух аРав («Шульхан Арух» Рава), раби Авраама Данцига, составителя кодексов Хаей Адам («Жизнь человека») и Хохмат Адам («Мудрость человека»), и раби Яакова Лобербойма из Лисы (он же автор Нетивот амишпат), написавшего краткий свод повседневных законов Дерех аХаим («Путь жизни»).

«Я следовал за большинством из этих троих великих вождей Израиля, — пояснял р. Шломо Ганцфрид в одном из писем, — и там, где мнение двоих совпадало, я отбрасывал противоречащее им мнение третьего».

В особо сложных случаях, требующих детального рассмотрения, автор Кицура, как правило, рекомендовал своим читателям обращаться к раввину.

По определению самого автора, книга Кицур Шульхан арух предназначалась для «деловых людей, которые не имеют времени углубленно изучать кодекс Шульхан Арух с сопровождающими его комментариями, а также для воспитания юношества — чтобы заповеди Б-га укоренились в сердцах».

В последующих поколениях этот кодекс стал одним из самых широко изучаемых. Книга выдержала десятки изданий, она переведена на несколько языков, в том числе, и на русский. Согласно статистике, выпущено в свет более полумиллиона экземпляров.

Р. Шломо Ганцфрид написал также книгу Апирион («Храм»), содержащую аналитический обзор Пятикнижия и аллегорий Талмуда.

Его книга Оалей Шем («Шатры Шема») посвящена изучению еврейских имен — мужских и женских.

В книге Пней Шломо («Лик Шломо») собраны его хидушим (аналитические заметки) на талмудический трактат Бава Батра.

Его исследование в области Каббалы, озаглавленное Клалим баХохмат аЭмет («Основы истинной мудрости»), до сих пор остается в рукописи.

Р. Ганцфрид был одним из руководителей организации Шомрей аДаат (Стражи веры), противостоящей натиску реформистов. Он также являлся избранным представителем, отстаивающим интересы еврейских общин перед правительством Австро-Венгрии.

Р. Шломо Ганцфрид был призван в Небесную Ешиву в субботнюю ночь, двадцать восьмого Тамуза 5646 /1886/ года.

В тему, посвященную этому автору