Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Главой Ваехи завершается повествование Торы о наших праотцах

Главой Ваехи завершается повествование Торы о наших праотцах, которым посвящены десять глав из двенадцати, входящих в книгу Берешит. После Яакова рассказ прерывается. Он продолжится в следующей книге, Шмот, — но уже не как описание событий, связанных с первой еврейской семьей, берущей начало от Авраама и Сары, а как история народа: евреи готовятся к выходу из Египта, получению Торы на Синае и переходу в Святую страну, обещанную им Всевышним.

Наши мудрецы обращают внимание на первые слова главы: «Ваехи, И стал жить Яаков в Египетской земле» (47:28), стал жить, от корня хай, живой (хаим, жизнь). Примерно так же начиналась глава Ваешев: «Ваешев, И поселился Яаков в земле, где жили (до него) его отцы» (37:1) — поселился в Эрец Кенаан. У нас «стал жить», там «поселился» — от слова яшав, селиться, сидеть. Та же мысль, но другой глагол. Почему? Потому что второе слово означает некоторое постоянство — селиться фундаментально, так, чтобы можно было сказать: здесь мой дом.

За границей еврей может жить, будучи готовым в любой день сняться с места, переехать; т.е. вне Израиля он живет временно, как бы с оглядкой. И лишь в Израиле — постоянно. Здесь — его поселение в самом общем смысле этого слова, его дом, даже если на время он его покинул…

Пересказ главы. Умирая, Яаков просит Йосефа, чтобы тот не хоронил его в Египте. Яаков особо благословляет сыновей Йосефа — Эфраима и Менаше. Двенадцать сыновей Яакова прощаются с отцом. Благословения, сказанные главам будущих колен. Яакова хоронят в пещере Махпела, что в Хевроне. Смерть Йосефа…

Итак, кончается книга Берешит. При публичном чтении в синагоге, когда доходят до последних слов очередной книги Торы, все встают и громко произносят: Хазак, хазак ве-нитхазек, — объявляя, что надеются вернуться к этой книге в следующем году. Хазак — крепкий. Фраза означает, что мы, евреи, будем держаться за Тору, учить ее, преодолевая трудности. Ибо ею нельзя овладеть, не «скрепив свое сердце». Так Моше сказал своему ученику и преемнику Йеошуа бин Нун, когда передавал ему свое учение: «Хазак вэемац, Держись и мужайся» (Дварим 31:23). Те же слова произнес Всевышний тому же Йеошуа, когда тот вводил евреев в Святую землю: «Хазак вэемац, Держись и будь крепок, чтобы бережно соблюдать всю Тору, завещанную тебе Моше… Не уклоняйся от нее… чтобы ты преуспел во всем, куда пойдешь» (Йеошуа 1:7).

Тот же мотив усматривают мудрецы в нашей недельной главе, в одном из благословений, сказанных Яаковом-авину своим сыновьям. Благословение имеет вид пророчества, вот оно (Берешит 49:14):

«Иссахар, костистый осел (символ трудолюбия и выносливости), лежащий среди оград. Увидел, что хорош покой и что приятна земля (мирный труд), преклонил свои плечи для ноши и стал преданным тружеником».

Из колена Иссахара вышли мудрецы и учителя Торы. Раши так объясняет слова «костистый осел»: будет нести ношу Торы — подобно тому как на осла кладут самую тяжелую поклажу.

Груз Торы необычайно тяжел. Касаясь этой темы, крупнейший ученый нашей эпохи, Хафец-Хаим, рассказывал такой притчу:

Один богач, торговец драгоценными камнями, отправился в деловую поездку. Для предстоящей покупки он взял с собой три тысячи золотых рублей, на дорожные расходы — еще четыреста. Прибыв на место и заключив ряд сделок, он после оплаты собрался было возвращаться домой, как вдруг к нему обратился один купец с предложением приобрести у него несколько необычайно красивых камней по очень дешевой цене. В разговоре выяснилось, что купцу позарез нужны деньги для выплаты срочного долга. Что делать? У нашего богача не осталось ничего, кроме двухсот рублей на дорогу. Но не упускать же такой случай!

Короче говоря, те камни он купил, оставив себе двадцать рублей. Возвращался тем же путем, останавливался в тех же гостиницах. Но теперь не заказывал себе апартаментов и дорогих обедов, а ночевал в общей комнате с ямщиками. Неожиданно он повстречал знакомого, который удивился: «Что с тобой? Спишь и ешь, как бедняк. Никак обанкротился?» Наш богач рассказал ему всю историю. Тот остался в недоумении: «Человек ты изнеженный. Ни за что бы не поверил, что ты способен вести такую жизнь даже пару дней». Ответил ему богач: «Я и сам страдаю. Но стоит мне открыть шкатулку с камнями, которые я купил на последние деньги, и сразу становится легче».

Так и изучающие Тору, — заканчивал свой рассказ Хафец-Хаим. — Когда они открывают Тору и видят, как она дорога и как велика заслуга тех, кто ее изучает, у них появляются новые силы, позволяющие преодолеть все трудности.

Крепитесь и мужайтесь!

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»