Из цикла «Наш праотец Авраам», темы: Авраам, Реувен Пятигорский
Прервем на минуту ход рассуждений Авраама и зададимся таким вопросом: если единственный путь к бесконечному наслаждению лежит через уподобление Творцу, то почему Он не сделал Свои творения подобными Себе? Ведь тем самым Он обеспечил бы им высшее благо и достиг бы цели, ради которой создавался мир. Действительно, посмотрим на самих себя, на окружающих нас людей: как далеки мы от Всевышнего! Конечно, Тора говорит, что человек создан по образу Б-га, т.е. какой-то намек на подобие несомненно есть; но, согласитесь, уж слишком этот намек далек от Оригинала.
Поставленный вопрос можно сформулировать жестче: если цель Творения — в максимальном благе, почему мир полон страданий? Почему в жизни человека так много боли, откуда в нем самом столько зла? В свое время европейская философия — еще до полного разрыва отношений с теологией — вопрошала: почему от совершенного Творца происходит такой несовершенный мир? Та же проблема поднимается в Талмуде. Правда, талмудический текст, как и принято в еврейском традиционном учении, скрывает вопрос за аллегорией. Рассказывается, как обидели одного уродливого человека, намекнув ему, что он не очень красив; на что он ответил: «Все претензии — к тому гончару, что слепил такой горшок!» Тем самым Талмуд как бы вопрошает: неужели «Гончар нашего мира» непрофессионально справился со Своей задачей? Отсюда следует одно из двух: либо мир совершенен, а мы этого не замечаем; либо он создан несовершенным создателем, чего быть не может по определению самого понятия «создатель» (см. наши рассуждения выше), а значит, мир не создан — а возник и развивается сам по себе.
Ответ лежит на поверхности. Если бы Творец создал нас подобными Самому Себе — пусть не бесконечными, но во всем остальном совершенными, — Он не достиг бы Своей цели. (Кстати, такие создания у Него есть — это ангелы. Они поступают всегда именно так, как Он хочет, — для того и созданы.) Совершенство таит в себе одну опасность: не имеющее пороков создание, конечно же, может получить благо, но — даром, не заслужив его, не заработав; а незаслуженный подарок вызывает не только удовольствие, связанное с обладанием им, но и неприятное ощущение собственной неполноценности. Ученые кабалисты назвали такой подарок «хлебом стыда». Бедняк, получающий пожертвование, прячет глаза. Об этом надо знать, когда раздаешь бедным деньги, — чтобы не ущемить их достоинства.
Сознание, что тебе вручают подачку, портит все удовольствие. Рассказывают об одном лондонском богаче, которому в одно пасмурное утро захотелось кого-нибудь облагодетельствовать. Долго он искал на покрытых смогом улицах самого несчастного бродягу, пока не нашел какого-то побирушку — грязного, опустившегося, оборванного. Богач привел его в свой роскошный дом, приказал вымыть его в ванной самыми дорогими шампунями, его побрили, побрызгали одеколоном, облачили в белоснежное белье и фрачную пару. Потом накормили сытым завтраком, на десерт дали фрукты, сыр и вино, усадили в кресло перед пылающим камином, а рядом поставили поднос с бокалом горячего глинтвейна и коробкой источающих тонкий аромат сигар. Довольный богач долго ходил вокруг гостя, потирая руки и, наконец, спросил: «Ну как, ты доволен?» Стряхивая пепел в мраморную пепельницу, бродяга ответил: «В общем-то, да. Претензий у меня нет. Хороший завтрак и хорошая сигара». Хозяин, ожидавший море восторга и умиления, удивился: «Это все, что ты можешь сказать? Чего тебе не хватает для полного счастья?» Гость посмотрел на хозяина и вздохнул: «Вот если б они были мои…»
Черта недовольства в нас не случайна. Для того чтобы насладиться близостью к Творцу, нам нужно хоть в какой-то мере быть подобными Ему. В нас это изначальное подобие образу Б-га существует уже от рождения, с ним мы приходим в этот мир. Оно-то и проявляется в стыде, ощущаемом в момент получения незаслуженного подарка. Всевышнему несвойственно желание получать что-либо от кого-либо, — поэтому и мы чувствуем свою неполноценность, получая что-то за чужой счет. Но раз так, возразят нам, то максимального блага нам не получить!
Еврейский ученый и философ Рамбам, кодифицируя законы, в главе, названной «Законы благотворительности» («Илхот Ацдака»), перечислил несколько степеней выполнения заповеди помощи бедным, несколько уровней ее реализации. Тора повелевает помогать человеку, попавшему в тяжелое экономическое положение. Как это повеление выполнить? Самый примитивный способ — вручить деньги из рук в руки. Но мы знаем, что при этом бедняк, если у него есть чувство собственного достоинства, чувствует себя как бы не в своей тарелке. Чуть более высокий уровень — передать деньги через кого-то, не называя себя. Еще более высокая степень — пожертвование в фонд помощи бедным; при этом благодетели не знают, кому пошли их деньги, а нуждающиеся не ведают, от кого пришла помощь. Выполнение заповеди в чистом виде! Но существует самый высокий уровень — дать нуждающемуся человеку заработать самому. Тогда он вообще не будет испытывать чувства стыда и неполноценности; он будет чувствовать, что помог себе сам, честно заработав то, в чем он и его семья нуждаются.
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.