Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Суккот, Народы мира, Пророчество, Аазину, История еврейского народа, Реувен Пятигорский, Песнь
Мы приближаемся к концу пятой, последней, книги Торы, полученной пророком Моше на горе Синай. Предпоследняя глава книги уникальна, ибо является не прозаическим текстом, как все остальные главы Священного Писания, а Песней, которую произнес Моше перед народом накануне своей смерти.
Внимайте, небеса, и я буду говорить. Да услышит земля речи моих уст. Польется как дождь мое учение, росой озарится моя речь — мелким дождем на зелень, каплями на траву.
Где и когда Тора говорила таким языком? Насыщенная мощными эпитетами, полная глубоких метафор, Песня тем не менее — не просто остров в бескрайнем море сугубо прозаического, лапидарного текста Торы, полного описаниями законов, исторических событий и дидактики.
Высокий смысл Песни заключается именно в образности, которая несет информационную нагрузку. А информации здесь более чем достаточно.
Разговор идет и о «жестоковыйности» евреев, и о пророческом предвидении Моше, в котором перед ним проходит будущее народа — с бесконечными колебаниями в вере, с грехом увлечения чужими идолами и со всеми следствиями этого греха.
«И сказал (Всевышний): скрою от них Свое лицо, посмотрю, каков будет их конец, ибо они — развращенный род, неверные сыновья. Они досаждали Мне небогом (чудесная характеристика любого идола!), гневили Меня своей суетливостью. Я тоже буду досаждать им ненародом, народом-мерзостью буду гневить их».
И все же Творец, через Своего пророка, возвещает, что не оставлена надежда, что народ Израиля воспрянет, вернется к своему предназначению — быть народом-светочем, народом, который вносит в мир осмысленность, имя которой этика.
Чему можно научиться у евреев? Верности своему пути. Кто воспримет новое учение, призывающее людей жить не по законам силы, а по законам морали? Все человечество. Что ждет самих евреев? Века гонений, лишений и страданий. Во имя чего? Во имя служению своему Творцу. Каков финал? Возрождение всех народов. И еврейского в том числе. Сначала народы воспримут азы норм поведения. В самой простейшей форме: не укради, не убий, почитай родителей, суди справедливо. Затем отвернутся от «измов» — самых опасных идолов, когда-либо правивших людьми (социализм, национализм, расизм и пр.). Люди осознают самую высокую ценность на земле — ценность человеческой жизни.
«Смотрите ныне, — объявляет Всевышний, — Я это Я, и нет бога, кроме Меня. Я умерщвляю и оживляю. Я поражаю и исцеляю, ничто от Моей руки не спасет». Нет никакой другой морали, кроме той, что Я даю. Она неизменна, непреходяща, она абсолютна и вечна. Нет истин малых и относительных. Есть одна истина — Тора.
Верность евреев Торе уникальна в истории. Мы можем по-разному относиться к религии своего народа. Но нельзя не признать, что наш народ проявил и проявляет удивительное свойство не изменяться в своих главных качествах: извечном чувстве требовательности к самим себе, способностью во всем и всегда искать справедливость, быть сострадающими к чужой беде и горю, быть терпимыми. Наш народ по-прежнему мудр — невзирая на все мелкие негативные примеры, которые во множестве накопились у каждого из нас за годы нашей жизни. Но потому мы и можем сказать, что наш народ мудр, ибо знаем, как обидно, когда встречаемся с противоположными примерами.
Сказал Моше: «Положите на сердце все слова, которые я говорю вам теперь… Ибо это не пустое слово для вас. Это ваша жизнь! Благодаря этому продлятся ваши дни в Стране, в которую вы переходите через Иордан, чтобы овладеть ею».
Моше предстояло умереть в тот же день. Но он не мог оставить народ без напутственного слова. Он не пугал — но предупреждал. Все так и произошло, как он сказал. Были и трагедии, и неудачи, и катастрофы. Но народ выжил, остался в конце концов верным своему союзу с Творцом. Мы остались евреями — благодаря своей вере. Мы остались людьми.
Только что закончился центральный день еврейского года, Йом-Кипур. Он представляет собой как бы вершину года, являясь его центральным событием. Ибо время, в котором мы живем (а это и есть еврейский год), полно не внешних событий, а внутренних: мы и есть наше время. И все, что случается с нами внешним образом, — не что иное, как «реакция» мира на наше «внутреннее содержание», на нашу душу, на наши мысли, слова и поступки.
И вот прошло главное действие года. Мы предприняли попытку исправить в самих себе то, что казалось нам подлежащим исправлению. Мы исправились, стали лучше, чище, выше. Теперь — новое событие, вплотную примыкающее к Йом-Кипуру. Веселый праздник Сукот, когда мы живем в шалашах, радуемся жизни, наслаждаемся полнотой бытия. У других народов пикник — случайность, а жизнь в палатке — эпизод бой-скаутского, извините — пионерского, детства. Мы же, будучи уже не детьми, живем в осенних шалашах. И верим, что они не менее надежны, чем каменный дом.
Ибо помощь Всевышнего, повелевшего нам жить в них, надежней любых каменных стен. И это тоже наша мудрость.
В праздником вас, дорогие евреи!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»