Темы: Тшува, Рош Ашана, Сотворение мира, Еврейские праздники, Шофар, Стена Плача, Лев Кацин
Что вы чувствовали друг к другу в самом начале, когда были женихом и невестой? Этот вопрос можно задать супругам, которые жалуются на то, что не находят больше радости в браке, и что, как в песне поется, «прошла любовь, осталась грусть». Вспомнив о прошедшей любви, супругам, возможно, удастся мысленно вернуться к тем дням, когда их переполняли чувства трепетной нежности друг к другу. Опираясь на впечатления, оставившие след в их душе, они смогут воспроизвести теплые чувства в настоящем, восстановив свое разрушенное семейное счастье…
«Что вы чувствовали в самом начале своего пути к Торе?» Этот вопрос можно задать человеку, который начинал с энтузиазмом соблюдать традиции, но потом сник, жалуясь, что заповеди стали для него рутиной и бременем. Может быть, ему удастся вспомнить о тех чувствах, которые он испытывал, когда делал свои первые шаги к еврейству, и вновь обрести вдохновение в жизни…
Ощущение начала обладает удивительной силой вдохновения. Потому в Рош-Ашана мы вспоминаем о начале творения: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю». Мы вспоминаем также о творении Адама и о том, как Всевышний вдохнул жизнь в первого человека. Потому и человек, сотворенный по образу и подобию Творца, может наполнить вдохновением свою душу. Не случайно звуки шофара напоминают нам о том, как Всевышний вдохнул жизнь в человека. Эти звуки символизируют также плач, с которого начинается жизнь. Плач беззащитного новорожденного — это его мольба о жизни. Потому звуки шофара выражают и нашу сокровенную детскую мольбу о жизни, которая не нуждается ни в каких словах. Ибо слова передают мысли, а плач выражает чувства.
«Вначале сотворил Всевышний небо и землю» — это первое из десяти сказаний, которыми Всевышний сотворил мир, утверждает Талмуд. Однако если девять последующих сказаний начинаются со слов «И сказал Всевышний», то почему в первом сказании нет этих слов?
«Сказать, выразить мысли можно составленными из букв словами, однако, подобно времени и пространству, буквы также были сотворены», — объясняет реб Дов Бер Магид из Мезреча. До творения мира не было еще слов, однако даже тогда была мольба о мире, с которой начался акт творения, названный мудрецами первым сказанием: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю». И если слова передают мысли сознания, то звуки шофара, подобно плачу ребенка, выражают глубину подсознания.
«Все явления нашего мира преломляются в трех плоскостях бытия: Время (шана), Пространство (олам), Душа (нефеш)», — писал ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». Как же выражается начало творения в этих мирах? Начало Времени — это Рош-Ашана. Начало Пространства — это, согласно еврейской традиции, место, на котором стоял Иерусалимский Храм. Несмотря на стремление врагов разрушить Храм, каким-то чудом сохранилась Стена Плача. Свершилось великое чудо истории, о котором пророчествовал царь Соломон: «Вот стоит Он (Всевышний) за стеной» (Песнь Песней 2:9). Тридцать восемь раз разрушался Иерусалим, однако Стена Плача никогда не была разрушена! Она напоминает евреям во все времена, что Всевышний не оставил их — Он возвратит еврейский народ на свою землю и отстроит Храм.
В Душе человека тоже есть начало. Храм — это символ человеческой души. Потому все, что мы знаем о Храме, можно соизмерить с нашим внутренним миром. В Душе, то есть в Храме души любого человека, обязательно есть некая не подверженная никаким разрушениям Стена Плача! Как бы ни казалось, что душа наша разрушена грехом, все равно в ней остается начало — непорочная детская чистота, не подверженная никаким разрушениям искорка святости — «пинтале ид».
Храм был разрушен. Но Стена Плача — это то «впечатление прошлого», которое и сегодня напоминает о величии Иерусалимского Храма. Чувство трепета перед былым величием и станет тем фундаментом, на котором Храм будет отстроен. Как сказано: «Обнови дни наши, как прежде!» (Плач Иеремии 5:21).
Как бы ни была поражена душа еврея грехом, все равно каким-то чудом в глубине его души сохраняется чистота — та самая Стена Плача, возвращаясь к которой, он может отстроить свой Храм и стать праведным человеком.
«У каждого еврея есть доля в будущем мире: “А народ твой — все праведники” (Исайя, 60:21)», — сказано в Талмуде. Пророки и мудрецы учили нас, что в душе каждого еврея сокрыто внутреннее стремление к добру и свету, которое ему надлежит открыть в своей жизни. И, возможно, слушая звуки шофара, мы услышим и «внутренний голос» нашей души, который призывает нас творить добро. В Рош-Ашана находящийся в каждом из нас праведник плачет (подобно звукам шофара), обращаясь к Творцу с просьбой записать его в Книгу Жизни на Новый год!
Читайте обзор по теме Рош-Ашана
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»