Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Насколько древен московский Кремль?

Содержание раздела

Живущий в Эрец Исраэль еврей должен приносить в Храм первые плоды (бикурим) своего урожая. Передавая их коэну, он произносит особую формулу признательности Б-гу за то, что Он хранит еврейский народ на протяжение всей истории (этот отрывок включен в текст Пасхальной Агады). В последний день Песаха в четвертый и седьмой год семилетнего цикла евреи исповедуются перед Б-гом в том, что они выделили все полагающиеся десятины от своих урожаев.

Завершив изложение заповедей Торы, Моше вновь призывает сынов Израиля следовать путями Всевышнего, быть достойными звания избранного народа. Перейдя Иордан, они должны дать новую клятву верности Б-гу и Торе: поставить гигантские камни, написать на них слова Торы на семидесяти языках народов мира и затем покрыть их тонким слоем извести. Представители шести колен будут стоять на горе Гризим, других шести — на горе Эйваль, левиты останутся в долине между двумя горами и произнесут двенадцать повелений, на каждое из которых народ ответит «Амен

Далее Моше перечисляет благословения, физические и духовные, которые уготованы евреям за верность Торе. Но если они отвернутся от Торы, на еврейский народ обрушатся кары, включая неурожаи, военные поражения, чужеземный гнет, изгнание из Эрец Исраэль и долгое рассеяние.

На долгую память

«Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…». Интересно, насколько древен московский Кремль? В 1157 году, через десять лет после первого упоминания Москвы в летописях, Кремль был обнесен валом (при жизни Рамбама и после смерти Раши); в 1367 году возведены стены и башни из белого камня, а в 1485—95 годах — из кирпича. Соборы, дворцы и прочие постройки возникли еще позже — в XV-XIX веках. Памятник Минину и Пожарскому был открыт на Красной площади в 1818 году, через 21 год после смерти Виленского Гаона и чуть позже «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. К тому времени наш древний Иерусалимский Храм уже почти восемнадцать веков лежал в руинах…

Разница между нашими и их памятниками древности не только в годах и столетиях. В этом разделе Торы сказано: «И будет, в тот день, когда перейдете вы через Иордан в страну, которую Б-г дает тебе, поставь себе камни большие и покрой их известью…и напиши на тех камнях все слова Торы этой очень ясно» (27:2,8).

Когда народы мира хотят увековечить своих героев и свои завоевания, они воздвигают огромные монументы, чаще всего в виде человеческих фигур, пеших и конных. В Израиле вы их не увидите. Это противоречит еврейской традиции и одному из Десяти Речений: «Не делай себе изваяния…». Евреи тоже ставят большие каменные памятники, но не для устрашения и славы, а потому что им заповедано написать на них «все слова Торы этой».

Славяне, скифы, татаро-монголы и прочие современники «древней» Москвы отошли в вечность, а народ Израиля и его Тора поныне живы и здравствуют.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»