Из цикла «Врата востока», темы: Цдака, Врата востока, Ки таво, Антисемитизм, Исраэль Спектор
«Но худо поступали с нами египтяне» (26:6)
Так писал рабейну Овадья Бертинура в послании, посланном из Иерусалима в 5248 (1488) году: всегда — и раньше, и теперь — обвиняют евреев во всех возможных бедах и преступлениях.
Случилось как-то в Иерусалиме, что молодой араб убил свою мать, которая пыталась его утихомирить. Арестовали его, поместили в тюрьму, а потом привели на суд.
Стоял юноша перед лицом судей и утверждал, что не отвечал за свои действия, т. к. был пьян. Удивились судьи: откуда у мусульманина вино, ведь оно запрещено им? Не иначе, как евреи продали юноше вино. А раз так — то евреи виноваты в убийстве.
Наказали судьи еврейскую общину штрафом в шесть золотых динаров, ну а убийца вышел на свободу без всякого наказания.
«И возопили мы к Г-споду. Б-гу отцов наших, и услышал Г-сподь голос наш, и увидел бедствие наше и труды наши, и угнетение наше» (26:7)
Рав Моше Сузин возглавлял сефардскую общину Эрец Исраэль. Перед своей кончиной он обратился к сыну, раву Шломо Сузину, и сказал: «Когда тебе будет трудно, приходи ко мне на могилу, и я помогу тебе».
У рава Шломо была единственная дочь, которая должна была выйти замуж за достойного человека. Рав Шломо обещал в приданое 400 лир; была назначена дата свадьбы.
Когда приблизился день свадьбы, напомнил отец жениха, что р. Шломо должен приготовить квартиру для новой семьи и позаботиться о свадьбе, как было обещано. Обратился р. Шломо к р. Яакову Эльяшару и попросил о помощи. Ответил р. Яаков, что общественная касса пуста.
Вернулся р. Шломо домой с разбитым сердцем: свадьба приближается, а в кармане пусто. Что делать? Вдруг вспомнил последние слова отца. До сих пор не просил ничего, но сейчас — нет выбора. Пошёл на кладбище, стал плакать.
Заснул р. Шломо на кладбище и увидел во сне отца, который сказал ему: «Я услышал твою просьбу и выполню своё обещание. Ступай домой, я позабочусь сам о расходах на свадьбу!»
Удивился р. Шломо во сне и спросил: «Папа, как ты сможешь приготовить свадьбу?»
Ответил отец: «Посланник выполняет волю пославшего. Я пошлю вместо меня р. Эльяшара, исполняющего мои обязанности».
Ночью пришёл р. Моше Сузин во сне к Яакову Эльяшару и спросил его: «Как ты можешь видеть страдания моего сына и не помочь ему?»
Спросил р. Яаков: «Что я должен сделать?»
Ответил р. Моше: «Начни готовить необходимое к свадьбе, даже участвуй во всех семи днях свадьбы вместо меня, весели невесту и жениха! Но, прежде всего, ты должен дать моему сыну деньги на приданое!»
Удивился р. Яаков: «И действительно, сегодня днём посетила мой дом богатая туристка и оставила четыреста лир — во исполнение данного ею обета помогать невестам из бедных семей. Есть ли сейчас бедный, нуждающийся больше, чем твой сын, и помощь невесте, более срочная?»
Назавтра пришёл р. Яаков в дом р. Шломо и принёс с собой 400 лир. Он участвовал во всех днях пиршества. Как посланник покойного деда.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»