Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Даже много лет спустя никто не мог объяснить этот мгновенный импульс, заставивший людей лишь на основании слу­хов броситься в дорогу, не испытывая и тени сомне­ния. Казалось, их мыслями, побуждая к общему дей­ствию, непосредственно управляла Б-жественная сила.

предыдущая глава

Трагедия польского еврейства не миновала и мест­ные центры по изучению Торы — ешивы. Для круп­нейших талмудических академий в Мире, Каменце, Клецке, Люблине, Любавичах, Гродно, Новардоке, Барановичах, Пинске, как, впрочем, и для других, менее известных сшив, начались черные дни. Все мысли бы­ли об одном — как спастись? В числе выдающихся центров, где несмотря на все беды, продолжались ин­тенсивные занятия, была и попавшая в советскую зо­ну оккупации ешива Мир.

Однажды ночью в начале октября 1939 года один из учеников этой ешивы тайно слушал сообщение Лон­донского радио, вещавшего на оккупированные терри­тории Европы. В частности, сообщалось, что город Вильно, находящийся на занятом Красной Армией се­вере Польши, будет присоединен к соседней нейтраль­ной Литве. Это была потрясающая новость. Вероятно, то была единственная возможность избежать порабо­щения! Всякий, кто попадет в Вильно до присоедине­ния этого города к Литве, автоматически окажется отрезанным от опасностей и рабства и снова сможет наслаждаться свободой, живя в вольном мире.

Это сообщение вызвало у всех студентов и препо­давателей ешивы Мир огромное воодушевление. Слов­но всесильное Б-жественное вдохновение привело в движение массу людей. Уже через сорок восемь часов ешива тронулась в путь. Каждый на свой страх и риск, без всяких указаний и заранее составленных планов, упаковав пожитки, пытался разыскать лошадь, повозку или еще хоть что-нибудь, на чем можно до­браться до ближайшей железнодорожной станции Городзей. Оттуда шел прямой поезд до места назначения — Вильно.

Что же заставило сотни учащихся и равов сняться с места? Ничего определенного и проверенного — один только слух, о котором передало радио!

И все же, как бы там ни было, а ровно через сорок восемь часов маленький городок был совершенно пуст: Ешива покинула его, все как один. Даже много лет спустя никто не мог объяснить этот мгновенный импульс, заставивший людей лишь на основании слу­хов броситься в дорогу, не испытывая и тени сомне­ния. Казалось, их мыслями, побуждая к общему дей­ствию, непосредственно управляла Б-жественная сила.

В конечном итоге значительная часть учеников боль­шинства польских ешив и почти всей ешивы Мир со­бралась в Вильно. Жили они там в самых тяжелых условиях — не имея крыши над головой, впроголодь. Пока 28 октября 1939 года Вильно не присоединился наконец к свободному миру.

Так в короткий срок большинство воспитанников ешивы и их преподавателей, верные защитники Торы, спаслись и возобновили занятия в Вильно и других го­родах маленькой, но вольной Литвы.

продолжение следует

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.

 


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»