Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Суббота, Зажигание свечей, Реувен Пятигорский
Молитва Шма Исраэль — единственная из всех молитв, данная как заповедь Торы (чтение остальных установлено мудрецами). Утром перед ней произносят два благословения: благодарность Всевышнему за то, что Он ежедневно обновляет мироздание; хвала Всевышнему, давшему нам свет Торы с любовью.
Первый отрывок, входящий в Шма, взят из книги Дварим (6:4—9), второй — оттуда же (11:13—21), третий — из книги Бемидбар (15:37—41).
Первую фразу (Шма Исраэль, Ашем — Элокейну, Ашем — эхад; «Слушай, Израиль: Всевышний — наш Б-г, Всевышний — один») читают с трепетом и сосредоточено. Мудрецы учат, что мы произносим эти слова так, будто читаем новый, очень важный указ царя перед его подданными. Обычно в этот момент, чтобы не отвлекаться, закрывают лицо рукой. Затем шепотом произносят: «Благословенно имя Его славного царства во веки веков!» Этих слов нет в Торе, но Мидраш рассказывает, что так воскликнули сыновья нашего праотца Яакова, когда пришли проститься с ним перед его смертью.
Значение приведенной фразы таково: СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ — и верь в то, что ВСЕВЫШНИЙ — Владыка всего, Он был, есть и будет; НАШ Б-Г — сильный и могучий, ВСЕВЫШНИЙ ОДИН — Он единственный в созданном Им мире, которым правит от края до края.
Шма читают предельно точно и четко, выговаривая все буквы в словах. Кричать на всю синагогу, мешая остальным, не надо, но говорить нужно так, чтобы самому слышать свои слова.
В молитву Шма входит 245 слов. Их надо дополнить до 248, равного числу частей и органов тела человека. Выполняя заповеди Торы, мы подчиняем свое тело замыслу мироздания, полностью овладевая всеми своими органами и не позволяя им овладевать нами. Чем дополняется число 245? — Тремя последними словами, которые в синагоге произносит вслух ведущий общественную молитву. Если еврей молится не в миньяне, то перед Шма он говорит: «Б-г — Царь верный».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»