Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Звулун, Иссахар, Недельная глава, Бемидбар, Колена Израиля, Нахум Пурер
В начале книги Бемидбар, четвертой в Пятикнижии, Б-г повелевает Моше провести перепись всех мужчин призывного возраста — от двадцати лет и старше. Их оказалось более 600 тысяч. В колене Леви произведен отдельный подсчет, т.к. у левитов другая служба: им поручено переносить походный Храм, Мишкан, со всей утварью и собирать его на стоянках во время странствий по пустыне. Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагаются вокруг Мишкана четырьмя группами — на восточном, южном, западном и северном флангах. На стоянках евреи сохраняют свое походное построение.
Далее Б-г возлагает на левитов храмовую службу — до греха золотого тельца эту функцию несли первенцы всех колен. В формальном обмене с первенцами участвуют все 22 тысячи левитов от месяца и старше, хотя непосредственную службу в Мишкане несут только левиты в возрасте от 30 до 50 лет. «Излишек» сыновей первенцев, которых оказалось чуть больше, чем левитов, выкупают за серебро. Подобным же образом выкупают еврейских первенцев и по сей день. Вслед за этим левитов делят на три главных рода по числу сыновей Леви — Гершона, Кеата (в эту в семью входят также Моше, Аарон и все коэны) и Мерари. Сыновьям Кеата поручено носить Менору, Стол для хлебов, Жертвенник и Ковчег Завета. В силу особой святости двух последних предметов их готовят в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон с сыновьями.
В комментарии Баал а-турим сказано, что в том же предсмертном завещании Яакова своим сыновьям содержатся тайные знаки, по которым был определен порядок расположения колен в походном марше и на стоянках в Синайской пустыне. «Каждый при знамени своем, по знакам отчих домов…» (2:2). Лидерами и знаменосцами четырех станов стали те колена, к чьим основателям Яаков обращался во втором лице, на «ты», в разделе Ваехи: «Реувен, ты мой первенец» (49:3); «Йеуда, тебя восхвалят братья твои» (49:8); Йосефу: «Б-г отца твоего да поможет тебе…» (49:25); Дану: «Надеюсь на спасение твое от Б-га» (49:18). Со всеми другими сыновьями Яаков говорил только в третьем лице.
Все четыре стана описаны в Торе по одной схеме: вначале называется колено-лидер, затем «стоящее возле него» колено-ассистент. После них упоминается третье «рядовое» колено, причем перед этим третьим коленом стоит соединительный союз вав (и): «…и колено Гада», «…и колено Биньямина», «…и колено Нафтали».
Только колено Звулуна, также третье по счету, названо без «и», что подразумевает его полное равноправие с предыдущим коленом Иссахара.
Такое малозаметное отклонение не случайно, говорит Баал а-турим. Потомки Звулуна были преуспевающими купцами и обеспечивали материальные нужды детей Иссахара, знатоков Торы. Еврейская традиция высоко ценит такую помощь. Она приравнивает изучающих Тору к тем, кто субсидирует ее изучение: жертвует деньги на строительство и содержание ешив, на зарплату раввинам и стипендию учащимся. Поэтому Звулун стоит на одном уровне с Иссахаром. В тексте исключен даже малейший намек на их неравенство. В книге Мишлей, Притчах Шломо, прямо сказано: «Тора — древо жизни для тех, кто следует ей, и счастливы поддерживающие ее» (3:18). Короче, тот, кто сам не может систематически изучать Тору, нести ее знамя, должен помогать «знаменосцам». У каждого из нас свое место в походном строю.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»