Из цикла «Врата востока», темы: Самопожертвование, Врата востока, Ваигаш, Антисемитизм, Исраэль Спектор
ויגש אליו יהודה ויאמר בי אדני ידבר-נא עבדך דבר באזני אדני ואל-יחר אפך בעבדך כי כמוך כפרעה
(44:18)
«И подошёл к нему Йеуда, и сказал: Позволь, господин мой, сказать рабу твоему слово в уши господина моего, и да не возгорится гнев твой на раба твоего; ибо ты подобен Фараону» (44:18).
Поступок Йеуды — вызов могущественному министру фараона — пример мужества и самопожертвования.
Недалеко от пещеры Калбы Савуа находится могила раби Шимона-праведника. Там стоит древняя синагога, которую даже арабы называли Аль Йеудия. Жители Иерусалима обычно ходили туда в Лаг баомер, хотя добраться до места было нелегко: арабы из окрестных деревень бросали в них камни, а однажды даже осквернили памятник на могиле р. Шимона: вылили на него масло, порвали молитвенники и книги Теилим (Псалмов), лежавшие рядом.
После этого случая главный раввин раби Авраам Ашкенази пошел к градоначальнику и потребовал, чтобы турецкие власти защитили евреев и обуздали вандалов, осквернивших святое для евреев место.
Вельможа вызвал к себе арабов, владевших землей, по которой проходила дорога. Даже они признавали, что памятник и пещера принадлежат евреям, но утверждали, что евреи, проходя через их поля, топчут урожай.
Было решено выкупить прилегающие к дороге участки земли. Раби Авраам Ашкенази и рав ашкеназской общины раби Меир Ауэрбах — совместными усилиями собрали огромную сумму — 15.000 золотых франков — и так удалось осуществить задуманное. Позже на этих землях был построен квартал Нахалат Шимон, названный в честь р. Шимона-праведника.
ועתה ישב-נא עבדך תחת הנער עבד לאדני
(44:33)
«А теперь, пусть раб твой останется вместо отрока рабом у господина моего…» (44:33).
Рав Элиэзер Балгид возглавлял общину сицилийцев в городе Трикале. В предисловии к своей книге Бейт Узиэли рав рассказал о своих странствиях.
Однажды один еврей угодил в тюрьму. Он возмущался, утверждал, что невиновен, и просил помощи у соплеменников. Что было делать? Отправились евреи за советом к раву. Выслушал их р. Элиэзер и пошел к судье просить, чтобы отпустили арестованного. Слова, идущие от сердца, доходят до сердца — и судья согласился освободить узника.
Назавтра в приёмной у судьи встретил рав важного чиновника — коменданта, возмущавшегося тем, что рав посмел вмешиваться в дела суда. Разгневанный комендант потребовал вернуть еврея в тюрьму. На это рав возразил, что узник уже покинул город. Тогда комендант в ярости приказал арестовать рава и бить до тех пор, пока тот не расскажет, где скрывается еврей.
Рав мужественно выдержал побои и, в конце концов, был выпущен под крупный залог.
Через месяц комендант умер. Его родственники утверждали, что в смерти виновен рав, и намеревались мстить. В результате, рав был вынужден бежать в Салоники.
Потеряв кров и средства к существованию, он, однако, благословлял Творца, давшего ему возможность исполнить заповедь: выкупить еврея из тюрьмы, даже ценой собственной свободы и дальнейших тягот!
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»