Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек есть цель и избранное творение, про пятки Адама, первого человека, сказано, что они затмевали солнечный круг.

Сохранение тела в вечности

Как написал Рамбан, воля Творца обеспечивает сохранение тела в вечности, а поскольку человек согрешил, то эта воля отошла и была установлена смерть. В будущем эта божественная воля восстановится и даст сохранение телам, что и обеспечит их вечное существование.

В частности, он поясняет, что исполнение заповедей (в их числе — 613, соответствующем количеству органов и мышц человека) дает силы существовать телу человека, обеспечивая его вечность.

В глубинном понимании, в этом состоит намек Рамбана: «Есть в этой форме глубокие тайны, ибо сотворение человека в этой форме не было суетным и бессмысленным, но было по великой необходимости и достойному замыслу, и Создатель его, благословен Он, желает его сохранения» («Шаар а-Гмуль»).

Такова форма тела, она есть одеяние для внутренней формы, которая есть модель высших миров: высших черт руководства, тайны «образа Бога». Как говорил об этом рабби Моше Кордоверо:

«Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы — “образа” и “подобия”. Ведь если человек уподобится Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: “прекрасный образ, но его дела безобразны”. Ибо главное в Высшем “образе” и “подобии” — в том, что он является действиями Творца. Чем поможет человеку то, что строением своего тела он напоминает Высшую Форму, если своими действиями он не уподобится Творцу?!» («Томер двора», гл. 1).

И разумеется, Тора в ее высшем корне — это сокрытый свет, который сохраняет того, кто прильнул к ней. И если бы не грех, то Адам удостоился бы того света и жил бы вечно.

Человек есть цель и избранное творение, про пятки Адама, первого человека, сказано, что они затмевали солнечный круг. Ибо онесть цель создания солнца, он сотворен по образу Бога, нет ничего удивительного в том, что сохранность этой формы — вечна.

«Ибо сохранность тела обеспечивается сохранностью души, а сохранность души в ее единении с Высшим Разумом, и сохраняемый будет подобен Сохраняющему, будучи единым с Ним» (там же).

Такова цель сотворения человека — малого мира — и его формы: единства неба и земли — души и тела. Прах земной и душа живая. Все это с целью исправления всего творения, его приведения к вечному существованию. Вечность сохранности тела человека есть основа вечности тел всех существ в мире воскресения, как мы поясним.

«Ибо сохранность тела обеспечивается сохранностью души»

Мудрецы наши открыли нам пять частей сущности человека: нэфэш, руах, нэшама, хая, йехида.

Мы подробно разбирали слова автора книги «Нэфэш а-Хаим», который изложил суть этих пяти аспектов. Здесь мы приведем его слова относительно двух высших частей: хая и йехида.

«… Корень души есть “душа души”, о которой говорится в книге “Зоар”. Она называется Хая, и ее был удостоен первый человек, Адам, как и аспекта Йехида, включенного в него. Тайна мира “Адам Кадмон”… что Адам, первый человек, удостоился истинных аспектов хая и йехида в их главном месте… И в этом главный смысл изречения наших мудрецов, учивших о стихе “да произрастит земля душу живую”: “даже душу Адама, даже душу Машиаха”. Ибо этот аспект есть тайна Общины Израиля, высшей страны жизни. (То есть, корень элемента земли находится в четырех элементах древних корней, прародителями всех миров, и он упомянут в Зоар, глава Ваэра 23б). И см. Зоар Шмот 12а и в главе Шлах 174б о тайне сказанного “да произрастит земля душу живую…”, и см. комм. Рамбана на стих “сделаем человека”, ибо дух Господень говорил в нем.

И потому Адам, первый человек, должен был жить вечно. Ибо “мудрость дает жизнь обладателю ее”. И в этом смысл слов “произрастит земля душу живую”. Но из-за греха его она отошла от него.

… И с тех пор ее не удостоился ни один человек, живя в этом мире… И мы надеемся обрести ее после воскресения, когда Бог, если возжелает, изольет на нас дух свыше».

И он поясняет там ее суть и высоту:

«И она есть корень аспекта мысли человека. Ибо аспект мысли возникает, когда прилепляется человек своей мыслительной способностью и мыслит конкретную вещь. И в этом состоит аспект души (нэшама), как сказано: “Душа (нишмат) Вседержителя понимает их” (Иов 32). И тогда мысль постигается, по меньшей мере, самим человеком, который мыслит ее, но корень источника возникновения самой мыслительной способности является совершенно сокрытым и тайным, и даже сам человек не в силах постичь, откуда она берется. И это аспект корня его души. И этот аспект сокрыт. Это идея сочетания букв в слове. Она есть корень души букв и сила их духовной сути в их высшем корне. И истинная суть порядка их сочетания в их высшем корне не дана нам сегодня в постижение. Ибо сегодня мы не способны постичь аспект корня души.

Но после воскресения мы сможем уразуметь тайну порядка сочетаний букв в корне их святости. И об этом сказано в книге “Зоар”, глава Беаалотха 152б: “Тора… и в будущем мире они готовы к тому, чтобы вглядеться в душу души Торы”.

И в этом состоит идея корня души всего народа Израиля вместе — сфира “Малхут” мира “Ацилут”. И потому она называется “Община Израиля”.

Этот аспект есть единство между сотворенным существом и эманацией святости Благословенного, в котором пребывает полнота вечного существования».

Разбор слов «Нэфэш а-Хаим»

Постараемся в какой-то мере понять его слова, кратко предварив некоторые сведения.

Первое: Форма всей действительности есть нисходящая цепочка миров — от высшего к низшему. И таким образом бесчисленное множество миров изводятся, творятся, оформляются и созидаются, каждый цепляется за тот, который над ним, получая свое происхождение от него, подобно печати от печатки. Мир, находящийся ниже, был заключен в тот мир, который над ним, опустился и огрубел до состояния собственного существования сообразно своей нижней ступени. Получается, что более высший мир включает удивительным единством все миры, произошедшие из него.

Второе: Вся реальность представляет собой сосуды и светы. Внутреннее содержание — это свет, который светит через оболочку сосуда. Такова форма мироздания: свет и сосуд, небо и земля, мужчина и женщина, душа и тело.

Третье: Вся эта структура, соответствующая форме человека и порядку происхождения его души, имеет целью самого человека, его служение Творцу, осуществляемое посредством очищения тела, через которое душа будет способна излучать свой свет, таким образом, оба — и душа, и тело — приобретают свое совершенство.

Четвертое: Цель всего этого происхождения миров — возврат к своему источнику, единение со своим корнем. В этом тайна раскрытия единства, возвращения мира к своему единому общему Источнику.

Пятое: Все эти цепочки происхождения находятся в соответствии с цепочкой нисхождения Торы от высоты ее Источника до нашего мира.

Шестое: Цель творения человека заключалась в том, чтобы он жил вечно в своем теле, очищенном с помощью его души, и таким образом душа достигла бы своего совершенства, вобрав в себя тело в исправленном единстве, сообразно корню их обоих. Грех, и смерть, как его следствие, явился причиной разделения и разъединения между душой и телом, а потому и их исправления порознь. Грех явился причиной того, что аспект души (нэшама) теперь находится вне рамок структуры человека, облекая его снаружи, равно как и аспекты хая и йехида. Оба этих положения увязаны друг с другом, ибо высшие части души включают в себя также и идею тела в его исправленном состоянии, а потому, пребывая внутри структуры Адама, первого человека, они обеспечивали ему вечную жизнь.

Поэтому, оба этих исправления: воскресение мертвых и соединение с корнем души — аспектом йехида — связаны друг с другом. И конечно, корень их в том раскрытии Торы, которого мы ждем в будущем: «душа души Торы», поразмысли над всем этим как следует.

Еще несколько слов должны мы сказать относительно букв и их смыслов.

Буквы суть те инструменты, которыми Бог создавал небо и землю. Тайна их сочетаний есть та живая душа, которая в них. Она есть их высший смысл, и это тайное содержание всего существующего, постижение корня души. Приведем слова автора «Нэфэш а-Хаим»:

«Ибо известно, что душа человека в своем общем виде заключается в трех аспектах: действие, речь и мысль — нэфэш, руах, нешама (сокращенно “наран”), это ее буквы, огласовки и интонации. Интонации — это души, огласовки — духи, а буквы — физическая жизненная сила.

Буквы — это аспект действия: ибо существование букв самих по себе, без огласовок, не могут быть ничем, кроме как действием, то есть действием написания, как они написаны в свитке Торы без огласовок. Ибо в речи невозможно извлечь их из уст иным способом, кроме присоединения к ним огласовок, поэтому буквы, взятые отдельно, без огласовок, называются аспектом “нэфэш”. То есть, аспектом действия, как известно.

… Интонации же слов суть аспект мысли, намерения сердца, то есть аспект “нэшама”, как известно. Ибо это движение и управление огласовками и буквами, их склонение в определенную сторону, а это зависит от разумной мысли. И поэтому они называются “таамим” (буквально “смыслы”). То есть, толкование всякой вещи — это сокрытый в ней разум, и из него может человек постичь его в своей мысли» (Врата вторые, глава 16).

Постижение смысла сочетаний букв — это постижение аспекта «нэшама»: «Мысль есть аспект “нэшама”, которая научает человека знанию и разумению святой Торы, поэтому основное место ее пребывание — это мозг, инструмент мысли, и это наивысший аспект в них» («Нэфэш а-Хаим», врата первые, гл. 14).

Отсюда мы можем уразуметь, что воскресение мертвых, то есть воскресение сосудов, корнями которых служат буквы, происходит в результате постижения души тайны их корневых значений и сочетаний. Таково постижение души в будущем, в аспекте хая, тайных смыслов корней действительности, и оно воскресит все существующее.

Размышляя над этими основами, мы сможем постичь смысл слов «Нэфэш а-Хаим».

 


Глава «Эмор» рассматривает законы святости коэнов, их службы в Храме, а также законы праздничных дней. Читать дальше