Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
Теперь легко объяснить смысл концепции, о которой мы говорили в пятой главе: что человек называется душой и жизненной силой мириадов миров. Он, однако, не подобен душе, находящейся внутри тела и прикованной к нему, ведь этого не может быть[1].
Но суть в том, что подобно тому, как все движения и склонения органов тела происходят посредством жизненной души, которая в нем, так и здесь: все склонения сил и миров и порядков Колесницы, их исправление, построение и разрушение, происходят только в зависимости от активизации деяниями человека внизу. Ведь он включает в себя и построен по числу деталей своих сил и их порядков — в соответствии с порядками развития и взаимосвязи всех высших и низших сил и миров. Ибо со стороны корня своей высшей души, человек наиболее высок и сокровенен по сравнению со всеми сотворенными мирами, и потому он включает в себя их всех.
Обе причины (приведенные в 5 и 6 главе) — что корень души человека выше и сокровеннее миров, и что она содержит все миры, на самом деле есть одно и то же[2].
Поэтому только человеку дана свобода выбора[3], возможность склонить себя и миры в ту сторону, в какую захочет. Но даже если он уже повлек своими грехами разрушение и понижение миров и порядков Колесницы, у него есть сила и возможность исправить то, что извратил и отстроить разрушенное, поскольку он составлен из всех них вместе и все они имеют с ним что-то общее.
Об этом и сказал царь Давид (Псалмы 121): «Г-сподь — тень твоя справа от тебя».
Смысл в том, что тень любого объекта движется в точном соответствии с движениями данного объекта. Подобно этому Всевышний как бы присоединяется, чтобы склонять миры в зависимости от движений и направления деяний человека внизу.
Так сказано и в Мидраше: «Сказал Всевышний Моисею: иди и скажи Израилю, что Мое имя — Пребудет, Который Пребудет, как ты будешь со Мной, так Я буду с тобой. Так сказал и Давид: “Г-сподь — тень твоя справа от тебя”, что значит “Г-сподь тень твоя”? Как тень, если ты улыбаешься ей — она улыбается тебе, если ты плачешь — она плачет. Если ты показываешь ей гневное или приветливое лицо — так и она. Так и Всевышний — “Г-сподь тень твоя”, как ты с ним, так и Он с тобой».
И в Зоаре, Тецаве 184: «Иди и смотри. Нижний мир стоит для постоянного принятия… а высший мир дает ему только так, как он (нижний мир) стоит. Если он стоит в сиянии лика внизу, так и будет он освещен сверху, а если он стоит в печали, дают ему суд соответственно. Подобным образом, “Служите Господу в радости[4]” (Псалмы 100:2), радость человека притягивает к нему другую, высшую радость; так же и нижний мир, как он пробуждается, так соответственно и притягивает свыше…»
В этом также состоит и смысл херувимов, которые украшали Ковчег Завета: во времена Моше они стояли «лицом друг напротив друга», а херувимы, которые сделал Шломо, были направлены «к дому», как мы объясним.
Комментарий
В данной главе автор заканчивает объяснять, как человек воздействует на миры. Есть две системы взаимоотношений, по которым одна сила может воздействовать на другую. Одна — детерминированность и вынужденность. У высшего есть сила заставить низшего действовать по его воле, подобно тому, как душа управляет телом, заставляя его действовать как она хочет. Второй вид управления — «лицом к лицу». Когда человек достойно относится к другому, даже к тому кто больше его, он влечет его за собой и тот сам ведет себя так, как хочет товарищ.
Нельзя думать, что когда человек исполняет заповедь, он «заставляет» Всевышнего посылать на него духовное воздействие и исполнять его просьбы. Воздействие человека на миры происходит в качестве «отношений». Когда человек исполняет заповедь, он относится к Всевышнему, как подобает, и исполняет Его волю, соответственно и Всевышний посылает ему духовное воздествие и благодать. Поэтому в данной главе автор начинает объяснять тему херувимов, ведь они сивмолизируют взаимоотношения Всевышнего и еврейского народа как «лицом к лицу».
Нам кажется, что воздействие человека на миры зависит от его действий: если он выполняет волю Всевышнего и Его заповеди, Всевышний исполняет его желания, а в противном случае — отдаляется от него. Но в Мидраше не сказано «если ты выполняешь заповеди, Он улыбается тебе», но сказано «если ты улыбаешься Ему, Он улыбается тебе». Другими словами, Творец стоит не напротив заповедей или нарушений, а напротив обращения человека. Если исполнением заповедей ты встаешь напротив Него, ты выражаешь свое отношение к Нему, Он также стоит напротив тебя и выражает отношение к тебе. Поэтому автор подчеркивает исполнение заповедей с радостью: именно в радости заметно отношение Израиля к воле Всевышнего.
[1] Если бы человек назывался душой всех миров только потому, что корень его души выше всех, его действие в мирах было бы подобно действию души в теле. Но этого не может быть, как детально объясняется в начале 6 главы. Душа действует в теле немедленно, поскольку она является причиной каждого осознанного действия, как в естественных законах природы, где из причины немедленно следует следствие. Однако человек воздействует на миры другим образом, не похожим на детерминированные законы природы.
[2] Во всяком объекте есть две точки, включающие в себя его всего. Одно вначале, а второе в конце. Первая точка — идея, замысел объекта, и она содержит полностью данный объект. Вторая точка — совершенство объекта, получаемое от соединения и сочетания всех его частей вместе. К примеру, когда человек задумал построить стол, в мысли об этом содержится весь стол. Когда же замысел реализуется и все части стола соединяются, получается стол, который содержит все части вместе. Преимущество человека — в том, что он содержит все творение, но эта содержательность выражается в двух точках. В пятой главе автор говорил о том, что человек включает все мироздание, поскольку душа человека является идет творения, и все, что сотворено в мире, сделано в соответствии с изначальной идеей человека. Поэтому он включает в себя все, поскольку вся реальность содержится в идее, в силу которой она сотворена. Однако есть и еще одна содержательность — в том, что человек сотворен последним и включает в себя все сотворенное, поскольку в реализации всех миров и их соединении вместе сотворен человек, общность всех миров. Об этом говорится в 6 главе. Оба аспекта по сути своей — одно.
[2] Во всяком объекте есть две точки, включающие в себя его всего. Одно вначале, а второе в конце. Первая точка — идея, замысел объекта, и она содержит полностью данный объект. Вторая точка — совершенство объекта, получаемое от соединения и сочетания всех его частей вместе. К примеру, когда человек задумал построить стол, в мысли об этом содержится весь стол. Когда же замысел реализуется и все части стола соединяются, получается стол, который содержит все части вместе. Преимущество человека — в том, что он содержит все творение, но эта содержательность выражается в двух точках. В пятой главе автор говорил о том, что человек включает все мироздание, поскольку душа человека является идет творения, и все, что сотворено в мире, сделано в соответствии с изначальной идеей человека. Поэтому он включает в себя все, поскольку вся реальность содержится в идее, в силу которой она сотворена. Однако есть и еще одна содержательность — в том, что человек сотворен последним и включает в себя все сотворенное, поскольку в реализации всех миров и их соединении вместе сотворен человек, общность всех миров. Об этом говорится в 6 главе. Оба аспекта по сути своей — одно.
[3] Свобода выбора дана человеку изначально таким образом, чтобы он управлял миром. Творец сотворил мир так, чтобы создать обладателя свободы выбора.
[2] Во всяком объекте есть две точки, включающие в себя его всего. Одно вначале, а второе в конце. Первая точка — идея, замысел объекта, и она содержит полностью данный объект. Вторая точка — совершенство объекта, получаемое от соединения и сочетания всех его частей вместе. К примеру, когда человек задумал построить стол, в мысли об этом содержится весь стол. Когда же замысел реализуется и все части стола соединяются, получается стол, который содержит все части вместе. Преимущество человека — в том, что он содержит все творение, но эта содержательность выражается в двух точках. В пятой главе автор говорил о том, что человек включает все мироздание, поскольку душа человека является идет творения, и все, что сотворено в мире, сделано в соответствии с изначальной идеей человека. Поэтому он включает в себя все, поскольку вся реальность содержится в идее, в силу которой она сотворена. Однако есть и еще одна содержательность — в том, что человек сотворен последним и включает в себя все сотворенное, поскольку в реализации всех миров и их соединении вместе сотворен человек, общность всех миров. Об этом говорится в 6 главе. Оба аспекта по сути своей — одно.
[4] Служение с радостью выражает отношение. Поэтому нужно приступать к служению Всевышнему с радостью, а не только с послушанием.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Толдот Йешурун
На любой войне пробуждаются тысячи сердец, Б-г хранит и оберегает нас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Неизвестный автор
Добро, которые мы делаем другим людям, впоследствии возвращается. История о солдате, который был ранен арабским снайпером.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?