Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наш праотец Авраам пробудил в мире милосердие, которое пребывало в глубоком сне. Параллельно жители Сдома все более ожесточали свои сердца.

[1]«“Кто пробудил милосердие с востока?”[2] Сказал рабби Реувен: народы мира пребывали во сне и не искали пристанища под сенью Всевышнего. И кто же пробудил их? — Авраам! И не думай, что он пробудил только народы мира. Милосердие тоже спало, и он пробудил его. Каким образом? Авраам разбил для него шатер, где принимал всех путников, как сказано: “И посадил он тамариск (основал шатер) в Беэр Шеве и провозгласил там имя Г-спода, Б-га вселенной”[3]. Сказал рабби Элазар: это место, где путникам давали еду, питье и провожали их в дорогу…» (Ялкут, Теилим, гл. 110).

Наш праотец Авраам залил весь мир сиянием своего милосердия и любви, добрых дел и многочисленных благодеяний, которые он оказывал каждому встречному. Одаривая людей добром и наслаждением, он распространил Учение о милосердии по всему миру. Каждый, кто заходил в дом нашего праотца, покидал его, насытившись удовольствиями и царскими почестями. И он шел дальше своим путем, восхваляя Авраама и прославляя его праведность.

Лучи этого света расходились очень далеко; от края и до края мира простиралось восхищение тех, кто удостоился милосердия Авраама. Эта Песнь стала торжественным гимном, пробуждающим людей от сна к жизни, зажигала в их сердцах любовь друг к другу и наполняла милосердием и жалостью ко всем созданиям.

«И стал свет…»[4] — сердца многих людей озарились сиянием души нашего праотца Авраама. У него появились ученики, которые изучали его пути, старались творить добро, и каждый из них мечтал: «Когда же мои поступки уподобятся деяниям Авраама?» Но одно место на лице земли было окутано особой тьмой, не принимающей свет милосердия нашего праотца. Там не звучала эта прекрасная Песнь любви. Жители того места заткнули уши и ожесточили сердца несмотря на то, что Творец даровал им изобилие блага. Об этом говорит Талмуд: «Жители Сдома возгордились из-за добра, которым их наделил Всевышний. Так сказано в Писаниях об их земле: “Есть место происхождения серебра и очистки золота. Железо получают из глыб земли и медь выплавляют из камня. Земля, из которой всходит хлеб, снизу вся как огнем выворачивается. Место, где сапфир — камни его и в песке его — золото. Тропа там неведома стервятнику, и глаз коршуна не видел…”[5]»[6]. Но, несмотря на все свое богатство, жители Сдома были глухи к мольбам бедняков, чьи стенания пронзали мироздание и возносились до Небес. Тогда Всевышний решил: «Сойду же Я и посмотрю: если по мере дошедшего до Меня вопля они поступали, тогда — конец, а если нет — буду знать»[7].

И поскольку любовь к людям не проникала в сердца жителей Сдома, ее место заполнила ненависть. Они со страшной злобой относились к несчастному бедняку, вызывающему жалость и сочувствие к его беде, протягивающему руку за куском хлеба. В их глазах он был грабителем и преследователем. Они решили: зачем нам странники, приходящие обездолить нас? Пусть ничья нога не ступит на нашу землю, как сказано: «Огради эту долину от странствующих людей, и да забудет ее всякая нога, удали ее от человека скитающегося»[8].

Они отдалились от путей милосердия и искривили правосудие: обвиняли праведников и оправдывали злодеев. Мыслители Сдома приняли извращающие правосудие законы, и так глубоко и низко пали, что постановили: «Запрещено проявлять милосердие, а оказывающий добро заслуживает смерти». Повествует Талмуд: «Одна девушка вынесла голодному путнику кусок хлеба, скрывая его в глиняном кувшине, и когда об этом стало известно, ее, в назидание другим, вымазали медом и поставили на вершине городской стены, где ее до смерти закусали пчелы. Именно поэтому “И сказал Г-сподь: вопль Сдома и Аморы, ибо велик он стал, и их грех, ибо стал он тяжким весьма”[9]. Рав Йеуда от имени Рава отмечает: на Святом языке слово “רבה” — велик, пишется так же, как “ריבה” — девушка»[10]. Как низко пали жители Сдома в своей злобе и жестокости — предали девушку страшной смерти лишь за то, что она накормила голодного!

Наш праотец Авраам пробудил в мире милосердие, которое пребывало в глубоком сне. Он выстроил ему дом, распространил Учение о милосердии по всему миру, а жители Сдома все более ожесточали свои сердца, установили злодейские законы и разрушали то, что строил наш праотец. Авраам распространял свет, пробуждал любовь и милосердие к униженному и несчастному, а жители Сдома предавали смерти всякого жалостливого и сочувствующего.

«“И сказал Г-сподь: вопль Сдома и Аморы, ибо велик он стал…”[11] — рабби Ханина сказал: велик и продолжает усиливаться». Их злодейство умножалось, угрожая погрузить весь мир в страшную тьму. И Всевышний постановил, что они должны быть истреблены из этого мира. Источник жалости и милосердия вынес им такой приговор: «Сказал Б-г: даже если Я захочу стерпеть, казнь этой девушки не позволит Мне смолчать»[12].

Такой вердикт был принят после того, как в течение 25-ти лет Всевышний предупреждал жителей Сдома: «Сказал рабби Ирмея бен Элиэзер: безмятежная жизнь Сдома продолжалась 52 года. Затем 25 лет Г-сподь наводил на них землетрясения и бури, предоставив им возможность раскаяния, но они не оставили своих путей. Об этом говорит Писание: “Он передвигает горы, а они не знали, Он перевернул их в гневе Своем”[13]»[14]. И когда Всевышний открыл нашему праотцу Аврааму наказание, ожидающее Сдом, по нашим представлениям, ему следовало бы радоваться тому, что Б-г осудил на смерть злодеев, которые разрушают и уничтожают мир, сносят заложенные им устои милосердия и узаконивают жестокость, ведь «При благополучии праведных торжествует город, а при гибели нечестивых — ликование»[15]. Их гибель — это избавление и спасение мира, смерть злодеев — благо для них и для всех людей. Но не таков наш праотец Авраам — его милосердие не поколебалось, злодейство и жестокость жителей Сдома не стали преградой его любви и милости, и наш праотец, о котором сказано: «милосердие Аврааму»[16], стал защитником бессердечных, осуждавших на смерть милосердных. Он жалел даже их и старался найти у них заслуги.

Повествует Мидраш: «Сказал рабби Хия: “Как отец жалеет своих сыновей…”[17] — речь идет о самом добром из людей — о нашем праотце Аврааме. В молитве за спасение Сдома и Аморы Авраам обратился к Всевышнему: “Ты поклялся, что больше не наведешь Потоп на землю…” И он не ограничился одной молитвой, а продолжал просить за грешников. Милосердие нашего праотца сподвигло его к мольбам даже в защиту Сдома: “И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?”[18] Рабби Элиэзер объяснил это так: если для спора — я подошел, если для убеждения я подошел, если для молитвы — я подошел»[19]. Раши отмечает: «Ко всему был готов Авраам во время разговора с Б-гом: и к тяжелому спору, и к уговорам, и к молитве»[20]. Он подверг себя опасности, обратив к Б-гу горькие слова, как сделал Ийов из-за своих невыносимых страданий, в попытке спасти злодеев, насмехавшихся над его верой и затемнявших свет в мире.

Если бы Авраам не решился просить и умолять за них, обратив к Б-гу даже резкие слова, это свидетельствовало бы об изъяне в его качестве милосердия, и он был бы виновен в разрушении Сдома. Мы видим, что именно так произошло с Ноахом: ему вменялось в вину то, что он не молился за людей поколения Потопа, хотя они были злодеями. Даже если они и совершили все возможные преступления против Всевышнего: «И видел Б-г землю, и вот растлилась она, ибо извратила всякая плоть свой путь на земле»[21], — все же Ноах должен был молиться и просить за них. Рассказывает Мидраш: «Сказал рав Уна от имени рабби Йоси: сто двадцать лет Всевышний предупреждал поколение Потопа в ожидании их раскаяния! А когда этого все же не произошло, Он сказал Ноаху: “Сделай себе ковчег из кедра…”[22] Ноах посадил кедры, и его спрашивали: “Зачем тебе эти деревья?” И он отвечал: “Всевышний наведет Потоп на землю и повелел мне построить ковчег, чтобы спаслись я и моя семья”. Над ним смеялись и насмехались над его верой, а он все продолжал поливать кедры, и они росли, а его по-прежнему спрашивали: “Что ты делаешь?” И он отвечал им теми же словами и предупреждал… Но они не раскаялись, и Всевышний навел на них Потоп, как сказано: “…и сотру Я все сущее, Мною содеянное, с лица земли”[23]»[24].

Сто двадцать лет Ноах предупреждал, увещевал и упрекал все человечество за совершаемое ими зло, и все же в глазах Б-га он сделал недостаточно. Когда приговор был вынесен, а люди все же не раскаялись, Ноах должен был молиться за них и защищать их. А раз он этого не делал и не проявил к ним милосердия, ответственность за Потоп приписывается ему — праведнику, в заслугу которого и чьей духовностью Творение было спасено от полного исчезновения, который поддерживал в ковчеге жизнь каждого существа, и благодаря которому мир был отстроен заново.

Ноах был обвинен на Небесах в разрушении мира. Потоп назван «Водами Ноаха»: «Ибо как воды Ноаха для Меня это…»[25] — несчастье связывают с ним, наказание, которого заслужило его поколение своими дурными делами, названо его именем, как будто он был тому причиной, — и все это только потому, что он не просил Б-га за нечестивцев. Но даже, если бы он и делал это, его молитва не была бы принята на Небесах, поскольку в том поколении не было даже десяти праведников, способных спасти мир, однако Ноах не знал этого, поэтому ему следовало взывать к Б-гу о милосердии.

Вот насколько далеко простирается обязанность милосердия! Его нужно оказывать и самым нечестивым, и злодеям, и ненавистникам, позорящим и насмехающимся. Наш праотец Авраам проявил его даже по отношению к тем, кто в своем злодействе разрушал и портил то, что он самоотверженно создавал и строил. С ними запрещено не только объединяться, но даже проживать рядом, поэтому Авраам отдалился от филистимлян. Об этом сказано: «Счастлив человек, который не поступал по совету нечестивых и на путь грешников не становился, и в собрании насмешников не сидел»[26]. И хотя у филистимлян насмешничество проявилось лишь сотни лет спустя, Авраам видел корень их душевного изъяна и не пребывал в их среде уже тогда. И тем более он отдалился от жителей Сдома, чье злодейство достигло самых Небес, — и все же он проявил к ним милосердие, молился за них, подобно тому как Всевышний в Своей безграничной доброте не отвращает Своего лица от грешника даже в момент совершения им греха. Так же должен поступать и человек: «Как Он милосерден, так и ты будь милосерден…»[27]


[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».

[2] Йешаягу 41:2.

[3] Берешит 21:33.

[4] Берешит 1:3.

[5] Ийов, гл. 28.

[6] Сангедрин 109а.

[7] Берешит 18:21.

[8] Ийов 28:4.

[9] Берешит 18:20.

[10] Сангедрин 109б.

[11] Берешит 18:20.

[12] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Вайера.

[13] Ийов 9:5.

[14] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Вайера.

[15] Мишлей 11:10.

[16] Миха 7:20.

[17] Теилим 103:13.

[18] Берешит 18:23.

[19] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Вайера.

[20] Раши, Берешит 18:23.

[21] Берешит 6:12.

[22] Берешит 6:14.

[23] Берешит 7:4.

[24] Мидраш Танхума, Берешит, гл. Ноах.

[25] Йешаягу 54:9.

[26] Теилим 1:1.

[27] Иерусалимский Талмуд, Пеа 3а.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»