Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый человек включает в себе все силы и миры. Наши грехи разрушили Храм Небесный, высшие святые миры. А Тит и Навуходоносор — только Нижний Храм.

И вот учение о человеке. Любой человек из народа Израиля не должен говорить в своём сердце: «Кто я и что я[1], чтобы влиять моими незначительными делами на что-либо в этом мир»?

Он должен знать, и понять, и установить в мыслях своёго сердца[2], что все подробности его поступков, слов и мыслей не теряются, но весьма значительны и возвышенны[3], они оказывают огромное влияние — поднимаются к своему духовному корню и производят воздействия в высших мирах.

Примечание автора: И можно сказать, что и это тоже имели в виду наши Мудрецы, в трактате Авот (2:1) «Знай то, что выше тебя». Они хотели сказать: даже если ты не видишь своими глазами те великие свершения, которые проистекают из твоих поступков — знай: все, что делается в высших мирах, даже самых высоких, всё это «от тебя», в соответствии с твоими поступками — в какую сторону они склоняются.

И на самом деле, мудрый человек, который поймет это, содрогнется и затрепещет в сердце своем. Он ужаснется, насколько же далеко заходят его нехорошие поступки. Они портят и наносят ущерб любым незначительным грехом гораздо больше, чем разрушили Навуходоносор и Тит (уничтожившие Первый и Второй Иерусалимские Храмы).

Ведь Навуходоносор и Тит не причинили своими действиями никакого разрушения и порчи наверху, поскольку нет у них никакого удела в духовных мирах, чтобы оказывать на них хоть какое-то влияние своими действиями. Только нашими прегрешениями (народа Израиля) приуменьшилась и ослабла, если так можно выразиться, сила Всевышнего, и Храм Божий, Небесный Храм был осквернён. Из-за этого была сила у Навуходоносора и Тита разрушить Нижний Храм, который соответствует Храму Небесному. Как сказали наши Мудрецы (Эйха Раба 1:43) «Муку молотую ты молола[4]»

Таким образом, наши грехи разрушили Храм Небесный, высшие святые миры. А они — только Нижний Храм.

Об этом и молился царь Давид (Псалмы 74:5): «Пусть уподобится, как будто заносились в высотах, на кроны древесные, топоры», просил, чтобы засчиталось им, как будто разрушили в небесных высях, но на самом деле их действия ничего не затронули там[5].

Есть еще один момент, от которого должно трепетать сердце каждого человека из святого народа. Каждый человек включает в себе все силы и миры, как объясняется, с Божьей помощью, в дальнейшем, в шестой главе, и во вторых Вратах, в пятой главе, что они и есть Высшее святилище и Храм. А сердце человека, центр тела[6], соответствует Святой Святых, которая является краеугольным камнем, началом и источником всех видов святости. И на это намекали наши мудрецы в Мишне в главе «Тфилат а-шахар» (Брахот 20а) «Пусть направит свое сердце по направлению к Святой Святых».

А в Зоаре в главе Шлах сказано: «Приди и посмотри: когда Святой, Благословен Он, создал человека, создал его по Высшему образу. И дал ему силу и власть в центре его тела, там, где у него сердце. Подобно этому устроил Бог мир и сделал его одним общим телом…. И сердце посередине, которое является источником силы для всех, и всё зависит от него. А Святилище окружает Святая Святых. А в Святой Святых находится Шхина (явное Божественное Присутствие), и завеса, и херувимы, и ковчег. И там находится сердце всей земли и всего мира. И от них питаются…» Смотри там далее подробно.

Таким образом, если человек пустит в свое сердце какую-нибудь нечистую мысль о прелюбодеянии, он как будто бы вводит блудницу в Святую Святых высших и святых миров. И добавляет силу нечистоте и Иной Стороне гораздо больше, чем Тит, который ввел блудницу в Храм земной.

И так же любой грех, которым человек из народа Израиля вводит в свое сердце «чужой огонь», гневом или вожделениями[7], ведь это прямо, как написано «Дом нашей святости и великолепия (Храм)….был сожжен огнем» (Йешаяу 64:10). Упаси Б-г нас от этого!

Об этом и сказал Г-сподь Йехезкелю (43:7): «Место Трона Моего… где Я буду пребывать среди сынов Израиля вовеки, не будет более дом Израиля осквернять Мое Имя святое… блудом.. отдалят блуды свои и Я буду пребывать среди них».

Примечание автора:
Ведь Скиния и Храм включали в себе все силы и миры, и все структуры святости. Все помещения и камеры, этажи и комнаты, и вся храмовая утварь, соответствовали форме, подобию и структуре высших миров, и строению Колесницы. Их основал Давид и Шмуэль-провидец, «Все от Г-спода было им указано, который вразумил меня про все работы предначертанные» (Диврей а Ямим 1 28:19)

И сказали наши Мудрецы в главе «Эйзеху мекоман» (Звахим 54б) что означает сказанное «и пошел он (Давид) и Шмуэль, и остановились в Найот в Раме». Какая связь между Найотом и Рамой? Это означает, что они сидели в Раме, и искали место достойное Красы Мира, Храма (найот означает красоты).

Об этом и сказано в Мидраш Танхума (начало главы Пекудей), что Храм равновесен сотворению мира. И перечисляются там, что всё то, что было при создании Мира, было так же в Скинии, Переносном Храме, который был в пустыне. И поэтому сказано по поводу Бецалеля (руководитель строительства Храма) «И наполню его мудростью, пониманием и знанием» (Шмот 31:3), потому, что этими тремя былы созданы все миры, как сказано (Притчи 3): «Г-сподь мудростью создал землю, устроил небеса пониманием, в Его знании бездны раскрылись»…..

И поэтому сказали Мудрецы (Брахот 55а) «Умел Бецалель соединять буквы, которыми были созданы небо и земля».

И поэтому человек тоже включает в себе все порядки мироздания, и все порядки Колесницы, и все создание в целом, и он также форма и схема строения Святилища и Храма всей его утвари. Всему этому он точно соответствует всем строением его органов и всех его сил. И действительно, в Зоаре показывают, каким образом Святилище и Храм соответствуют схеме строения человека, один к одному.

Ведь ясно, что основной целью Храма, и Шхины (ощутимое Божественное присутствие) является человек. И если он освятит себя как следует исполнением всех заповедей, которые тоже связаны в их корне с «органами» схемы в виде формы человека, которую составляют все миры, вместе взятые; то он становится сам Храмом, и в нем как бы пребывает Всевышний. Как сказано (Ирмияу 7) «Чертог Г-спода, Чертог Г-спода они сами». И как сказали Мудрецы «И построят Мне Святилище, и буду пребывать в них»: «не сказано в нем (Святилище), а сказано “в них” — в сердце каждого из них.

Об этом и сказали Мудрецы (Ктубот 5): “Деяния праведников более велики, чем создание неба и земли, ведь о создании неба и земли написано (Йешаяу 48:13): “Моя рука основала землю, а десница моя лелеяла небеса”, а о деяниях праведников написано: “Святилище Г-спода устроили руки Твои”[8] (Шмот 15:19). Вначале шла речь о деяниях праведников, а доказательство привели из Святилища. Но так и есть на самом деле, что праведники через свои деяния, желанные перед Всевышним, и есть святилища Г-спода в прямом смысле.

В таком же духе можно толковать стих (Шмот 25:8): “И сделаете мне святилище, все так, как Я показываю тебе… и так сделайте”, а Учителя комментировали: “и так сделайте — на все поколения”. А в соответствии с нашим подходом можно сказать, что имеется в виду следующее. Всевышний говорит: не думайте, что Моя конечная цель — создать внешний Храм, но знайте, что конечная Моя воля в строении Скинии и всей его утвари — только чтобы намекнуть вам, чтобы на его примере вы видели и так сделали вы себя, чтобы вы своими достойными деяниями сдеалались подобными Храму и его утвари, все святы и готовы к пребыванию Моей Шхины среди вас, поэтому и сказано “сделайте Мне святилище и Я буду пребывать среди вас”, именно “среди вас”, “все как Я показываю тебе строение Скинии”, Мой конечный замысел — чтобы вы так сделали себя.

И так говорит Всевышний Соломону, после того. Как тот завершил строение Храма: “Этот Дом, который ты строишь” — он только “если пойдешь по Моим законам и Я буду пребывать среди сынов Израиля”, именно так. Поэтому, когда они испортили свой внутренний Храм, не помог внешний Храм, и были разрушены его основы.

Об этом и сказал Всевышний Йехезкелю (43): “возвести дому Израиля о доме этом, и устыдятся они грехов своих; и измерят они план. И если устыдятся они всего того, что делали, объяви им форму дома, и устройство его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все установления его, и все очертания его, и все законы его и опиши пред глазами их, и будут хранить они все (описания) формы его и все установления его и по ним поступать”, и это очевидно объясняется[9], как в арамейском переводе данного стиха: “…и они смирятся и исправятся, когда увидят строение Храма и его форму”.

И отсюда будет понятно (Берешит 2:7): “И создал Г-сподь Б-г человека из праха… и вдунул в ноздри его душу жизни, и стал человек живой душой”. Простой смысл данного стиха поясняет Ункелос: “и стал человек душой говорящей”. Он хотел сказать: пока он был лишь телом, это был только прах без жизненной силы и движения. А когда вдохнул в него душу жизни, ожил человек и стал говорить. И смотри там комментарий Рамбана.

Однако не сказано “и стала в человеке” (душой живой), а сказано “и стал человек”. Можно объяснить это в соответствии с вышесказанным, что с помощью души, человек стал живой душой для бесчисленного количества миров. Как все действия тела человека подчиняются и происходят благодаря его душе, так же человек является силой и живой душой, которая приводит в действия бесчисленное количество миров, высших и низших, ведь они управляются им.

Комментарий
В данной главе автор описывает несколько структур в мире, сотворенных параллельно и соответственно друг другу во всех своих деталях: миры, Храм, 613 заповедей и человек. Это не просто внешнее соответствие. Существует внутренняя параллель между человеком и всеми мирами, в силу которой деяния человека затрагивают высочайшие сферы. А параллель между человеком и строением Храма показывает, что основное место пребывания Шхины есть всм человек, и если он освятит себя исполнением 613 заповедей, которые также соответствуют всем структурам святости и высших миров, он сам станет местом, достойным пребывания Шхины.

Автор объясняет, что и у человека и у мира есть “сердце” (центр), и сердце человека параллельно сердцу мира. И “сердце”, и “мозг” производят мысли, но это два вида мыслей, которые воздействуют друг на друга и дополняют друг друга. Мысль в “сердце” соотносится с мыслью в “мозге”, как земной Храм соотносится с Небесным. Мысль “мозга” — выше реальности человека. Если бы у него не было возможности мыслить выше своего уровня и постижения, он не мог бы подниматься в духовности. На уровне разума можно мыслить по-разному, мысли высоки, но шатки, вежб у каждого явления есть много разных сторон. Но вещи, воспринимаемые сердцем, таковы, что у них нет второй стороны, и поэтому сердце — место пребывания веры.

Когда мы говорим о “сердце”, не имеются в виду эмоции, ведь они непостоянны, и не могут быть центром жизни человека. Имеются в виду ощущения или интеллектуальные понятия, с которыми человек полностью идентифицируется и ясны для него, как непоколебимая реальность.

Цель мысли в “мохгу” — достичь сердца, ибо без этого она остается просто идеей. Об этой связи мозга и сердца мы говорим каждый день два раза в молитве Шма: “… и будут эти слова… на твоем сердце” — чтобы мысли Торы стали центральными в жизни человека. Поэтому и в Танахе, и в словах Мудрецов мысль всегда ассоциируется с “сердцем”, поскольку пока мысль не стала центральной для жизни, она просто интеллектуальная идея в мозге.

В примечании автор объясняет, что человек не только “предшествовал” сотворению мира и состоит из всех сотворенных вместе, но он и цель всего мироздания. Цель сотворения мира — в том, чтобы Имя Всевышнего возвеличилось и освятилось в мире, и Шхина пребывала в нем, и автор объясняет, что ультимативная цель — пребывание Шхины на человеке, а все остальные места, где пребывает Шхина, и даже Храм — существуют для того, чтобы научить человека, как повлечь пребывание Шхины на нем самом.


[1] Тот факт, что человек влияет на высшие миры, определяет его “Я” и его истинную сущность.

[2] Концепция, разбираемая в данной главе, должна пребывать в центре жизни человека (сердце=центр), и стать основой всего служения Б-гу.

[3] Даже самым простым действием, связанным с заповедью, человек воздействует гораздо выше того мира, где произошло это действие. Поэтому в служении нет необходимости “подниматься ввысь”, но заниматься именно простыми действиями.

[4] Так Дочь Сиона говорит Дочери Эдома, то есть Народ Израиля — народу Рима.

[5] Святость Небесного Храма раскрывается на земле через Земной Храм, стоящий напротив него. Поэтому можно просить: поскольку Навуходоносор и Тит разрушили место, стоящее напротив Небесного Храма, и испортили сосуд для пребывания Шехины в нашем мире, пусть засчитается им, как будто нанесли ущерб Наверху.

[6] Сердце есть центральная точка человека, а Святая Святых есть центр мира. Человек сотворен как прототип мира. И у него и у мира есть центральная точка.

[7] Автор приводит как пример именно негативные качества характера, поскольку они захватывают сердце, и занимают центральное место в жизни человека.

[8] Про Святилище сказано сразу о двух «руках”, а о небе и земле — по одной.

[9] Йехезкель описывает строение Третьего Храма, и оно соответствует строению человека без греха. Размышляя над ним, евреи видели, чего им недостает, и стыдились своих грехов.

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»