Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек сотворен по «образу Б-га». Его долг и цель — следовать путями Всевышнего, уподобиться Создателю: как Он сотворил Свой мир милосердием, так и человек обязан строить свой мир милосердием

[1]«Раббан Гамлиэль, сын рабби Йеуды Анаси, сказал: на третий день после совершения нашим праотцом Авраамом обрезания очень сильно болела его рана. Что же содеял Всевышний, чтобы испытать его? — Он проделал отверстие, ведущее в Геином, и разогрел весь мир так, как это будет в день наказания злодеев» (Мидраш Рабба, Берешит, гл. Вайера).

 

Наш праотец Авраам присматривался к величественному дворцу, изучал и исследовал его, пока ему не открылся его Хозяин. Он постигал Творца и Правителя мира, изучал Его пути и способы управления Творением, пока не пришел к пониманию самого главного: мир основан на милосердии. Содержание и форма всего сотворенного Всевышним — милосердие, каждая частица мироздания исполнена милости, исключительной в своем роде и не похожей ни на что другое. Все мироздание — удивительный результат благословения: «Милосердием Г-спода полна земля…»[2]

И поскольку человек сотворен по «образу Б-га», его долг и цель — следовать путями Всевышнего, уподобиться Создателю: как Он сотворил Свой мир милосердием, так и человек обязан строить свой мир милосердием. Это качество должно проявляться во всех его поступках и намерениях. Всевышний дарует Своим созданиям добро, насыщает все живое благоволением, каждому дает все необходимое согласно его природе, потребностям и желаниям. Так и человек обязан оказывать добро всем творениям, каждому — по его характеру и склонностям. Очень непросто исполнить этот долг, нужно быть очень мудрым и глубоко проникнуть в суть душевных сил человека, его природу и чувства и одарить его именно тем, в чем тот действительно нуждается. И после того как наш праотец Авраам глубоко постиг сущность человека, сотворенного по «образу Б-га», он открыл для себя, что царские почет и наслаждения — это и есть милосердие, которого достоин любой из людей. И тогда он начал творить добрые дела: каждого гостя приглашал в свой дом, кормил, поил и относился к нему с большим уважением. Наш праотец Авраам, отец всего мира, лично прислуживал самым заурядным людям, поклонявшимся пыли на своих ногах.

Что же сделал Всевышний, чтобы его испытать? Он проделал отверстие в Геиноме, и в мир спустилась небывалая жара, превратившая его в пылающую печь Преисподней! Люди не выходили в дорогу, некому было оказать милость, и по нашим представлениям Авраам был свободен от заповеди гостеприимства. Как нам кажется, наш долг делать добро тому, кто в нем нуждается, а в тот день никто не решался отправиться в путь и не было места гостеприимству. Как же поступил Авраам? Он сел у входа в шатер и ждал… Его милосердие не исчерпалось, его представление о добре не изменилось, поскольку он воспринял его непосредственно из Источника. И это Учение требует: твори милосердие согласно путям Г-спода!

Милосердие только нуждающимся в нем не является совершенным. Это мы учим из деяний Всевышнего, Который сотворил мир, дабы наполнить его добром. Он создал прекрасный мир еще до сотворения человека, заранее заложив в него милосердие и благо. Так же обязан поступать и ты —разыскивать возможности творить добро. А если ты не способен реализовать свое предназначение, значит еще далек от совершенства.

Любовь Авраама к милосердию не позволяла ему ни дня провести без гостей. Он не желал освободить себя от исполнения заповеди гостеприимства даже в состоянии опасности: «Он послал своего раба Элиэзера на поиски гостей. Тот пошел, но никого не нашел. Тогда Авраам решил: нельзя доверять рабам!»[3] Вот, даже на такого раба, который «…черпал из Учения своего господина и поил других»[4], нельзя полагаться, если он не нашел путников. И Авраам вышел на их поиски, а не стал ждать, пока они сами придут к нему и он подаст им угощение, превосходящее любую царскую трапезу.

В тот день изменилось все мироздание: на земле — Геином, нет прохожих, Авраам лишен возможности оказывать людям добро и уподобиться своему Творцу. Он жаждал творить милосердие, но не мог найти нуждающегося в его заботе. Опечаленный, он сидел у входа в шатер, преисполненный желания совершать истинное милосердие, дабы следовать путями Всевышнего. И Б-г увидел его боль и послал к нему ангелов в образе людей. С Небес Аврааму помогли совершить деяние, подобное милосердию Г-спода. И только для того, чтобы он смог воплотить свое желание сделать добро, для него были сотворены особые создания — ангелы, способные есть, как люди.

Если кто-то скажет, что ангелы в гостях у Авраама не ели, — это пустые слова: «Ради этого праведника и в награду за его служение Всевышний открыл их уста, как сказано: “…и он стоит рядом с ними под деревом, и они ели”[5]»[6]. Авраам удостоился совершить деяние, подобное милосердию Всевышнего, превышающее возможности человека. И для него были сотворены особые создания, чтобы он мог позаботиться о них, как того жаждало его сердце, согласно его страстному желанию уподобиться Г-споду.

Наш праотец видел, насколько весь Б-жественный мир наделен добром, и в своей мудрости понимал, что не только Ган Эден, но и Геином полон Его милосердия: «И увидел Б-г все, что Он содеял, и вот — очень хорошо…»[7], — сказано о Геиноме — самом ужасном месте, где грешники претерпевают тяжкие и горькие мучения. И это без всякого преувеличения — не что иное, как вечное милосердие, подобное Ган Эдену. Из Геинома слышатся стенания нечестивцев: «Хорошо Ты осудил, правильно обвинил!» Они воспринимают свое наказание как добро, ощущают милосердие Всевышнего: ведь благодаря страданиям они постигают величие Творца в чистоте и ясности, сокращается расстояние, отдаляющее их от истины, и с каждым мгновением они приближаются к Источнику всех благ и наслаждений. Всевышний сказал Аврааму: «Возьми, пожалуйста, сына твоего, единственного у тебя, которого ты любишь, Ицхака, и иди ради себя в Землю Мориа, и вознеси его там в жертву Всесожжения на одной из гор, о которой Я скажу тебе»[8], и каждое следующее слово усиливало его испытание. С той же готовностью и душевной радостью, с таким же полным сердцем, как всякий раз, когда Авраам кормил голодного и поил жаждущего, он отправился вознести на жертвенник своего любимого сына, поскольку всецело осознавал милосердие Б-га, наполняющее все мироздание от вершин Ган Эдена до бездн Геинома. Желание Всевышнего — даровать добро Своим созданиям, творить для них милосердие, и Его повеление принести в жертву единственного и долгожданного сына — так же вечное милосердие, прозвучавшее в обещании: «…ибо в Ицхаке наречется род тебе»[9]. Это тоже было испытанием: насколько глубоко Авраам постиг милосердие Б-га, наполняющее все мироздание. И наш праотец устоял в нем!

Когда Авраам выдержал испытание жертвоприношения Ицхака, Всевышний сказал ему: «Не простри руки твоей к юноше и не делай ему ничего, ибо теперь Я знаю, что ты трепещешь перед Б-гом…»[10] Мироздание зиждется на мудрости и милосердии; мудрость — это фундамент здания милосердия: «Ибо сказал я: мир построен на милосердии; Небеса — на них Ты утвердил верность Свою»[11] и «Г-сподь мудростью основал землю, утвердил Небеса пониманием»[12]. Милость Всевышнего проистекает из источника высшей мудрости, поэтому милосердие человека не достигает совершенства, если не проистекает из его мудрости. А что такое мудрость? — Трепет перед Небесами, как сказано: «Начало мудрости — трепет перед Г-сподом…»[13] Трепет — это духовная форма мудрости, выражение совершенного и всеобъемлющего осознания величия Творца и Его милосердия.

Отсутствие трепета перед Небесами приводит к ущербности в деяниях милосердия. О жителях Сдома, погрязших в грехе, свидетельствует Тора: «А жители Сдома дурны и грешны перед Г-сподом очень»[14]. О них сказал пророк Йехезкель: «Вот в чем заключалось беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом и покой были свойственны ей и дочерям ее, а руки бедного и нищего она не поддерживала»[15]. Претензия к жителям Сдома состояла в том, что им было чуждо милосердие, они знали своего Господина, но восстали против Него.

Недостаток милосердия свидетельствует об отсутствии трепета перед Небесами. Эти грешники не понимали сути милосердия Всевышнего, наполняющего землю, и не узрели Его особой милости лично к ним, давшей им «пресыщение хлебом и покой…» Это является признаком полного отсутствия трепета, о чем сказано: «…дурны и грешны перед Г-сподом очень»[16]. А милосердие Авраама достигло полного совершенства, источником которого была мудрость, то есть трепет перед Г-сподом и осознание Его безграничного милосердия.

Повествует Мидраш: «Рабби Йеуда бар Симон сказал: Авраам приглашал в гости путников. Когда они заканчивали трапезу, он обращался к ним: “Поблагодарите Творца мира!” Те недоумевали: “А как нам следует это сделать?” И он начинал их учить: “Произнесите: благословен Г-сподь, Б-г наш, ниспославший нам пищу…”»[17]. Милосердие человека, если оно проистекает из трепета перед Небесами, ведет к духовному возвышению также и принимающего помощь. Праведник не довольствуется оказанием материальной поддержки нуждающимся, он дает им возможность удостоиться вечного блага, осознать величие Б-га и Его милость, понять, что милосердием им воздал не человек, а Всевышний: «Благословен Г-сподь, Б-г наш, ниспославший нам пищу…»

Добрые дела человека — это средство раскрытия Б-жественного милосердия. Таковым было милосердие Авраама, проявлявшееся не только в материальном, но и духовном, сохранившееся навечно. И оно, подобно милосердию Г-спода, проистекало из источника мудрости, распространялось на все его поступки и начинания: от поддержки голодного хлебом до вознесения единственного сына на жертвенник. То же чувство, с которым он кормил путников, было в его сердце и тогда, когда он возлагал на жертвенник своего сына. Оно проистекало из мудрости, основа которой в трепете перед Небесами, и достигло таких высот, что Всевышний сказал Аврааму: «Не простри руки твоей к юноше и не делай ему ничего, ибо теперь Я знаю, что ты трепещешь перед Б-гом…»[18]

Награда за милосердие Авраама была дарована всему народу Израиля, который во время Исхода из Египта не мог ожидать ничего, кроме голода и жажды в пустыне, но в заслугу добрых дел Авраама удостоился небывалых чудес Всевышнего. Повествует Мидраш: «Ты сказал: “Я возьму ломоть хлеба, и подкрепите ваши сердца…”[19], — Ответил Всевышний: “В награду за это Я воздам твоим сыновьям: “И сказал Г-сподь Моше: вот, как дождь, Я дам вам хлеб с Небес…”[20] Благодаря куску хлеба для ангелов служения весь народ Израиля — шестьсот тысяч человек — удостоился мана в пустыне: “Хлеб великих ел человек, пищи послал Он вдоволь”[21] — пищи небесных ангелов. В награду за кувшин воды, который Авраам подал путникам: “Пусть возьмут немного воды, и омойте ваши ноги…”[22], Всевышний дал сынам Израиля колодец на все сорок лет их пребывания в пустыне. Благодаря тому, что “…он стоял возле них под деревом, и они ели”[23], народ Израиля удостоился Б-жественного сопровождения в пустыне: “И Г-сподь шел перед ними днем в столпе облачном, чтобы направлять их в пути, а ночью — в столпе огненном, чтобы светить им…”[24]”»[25].

При Исходе из Египта еврейский народ был наделен ангельским наслаждением и царским почетом: «Он нашел его в земле пустынной, где в хаосе завывало опустошение, Он ограждал его, основал его, берег, как зеницу ока Своего»[26]. И все это — в заслугу милосердия, оказанного Авраамом ангелам, поскольку оно было идеальным, подобно милосердию Всевышнего. Оно проистекало из основы мудрости, трепета и глубокого осознания качеств Всевышнего, благословение Которого наполняет все мироздание.

Авраам был вознагражден за свои деяния вечным милосердием Всевышнего ко всему народу Израиля до скончания всех веков не только в пустыне Синай, но и в Земле Кенаан. И в будущем мы тоже удостоимся безграничного блага в награду за милосердие Авраама. Рабби Элазар от имени рабби Симона сказал: в награду за кувшин воды, который Авраам подал путникам: «Пусть возьмут немного воды, и омойте ваши ноги…»[27], Всевышний воздал его потомкам. Об этом говорится так: «Тогда воспел Израиль эту Песнь: наполняйся, колодец, пойте ему. Колодец выкопали князья, вырыли его главы народа скипетром, посохами своими…»[28] Это произошло в пустыне Синай, а что сказано о Земле Израиля? — «А земля, куда вы переходите для наследования ее, — земля гор и долин, от дождя небесного она пьет воду. Земля, с которой Г-сподь, Б-г твой, требует всегда, глаза Г-спода, Б-га твоего, на ней от начала года до конца года»[29]. А что произойдет в будущем? — «И будет в тот день: изольются живые воды из Иерусалима…»[30]

Удивительно, как велика сила милосердия и сколь значима награда за него! И таково не только милосердие нашего праотца Авраама, который выстоял во всех испытаниях и сердце которого Всевышний нашел верным перед Собой. Даже если совершивший милосердный поступок — злодей, грехи которого превышают зло Сдома и Аморы, милосердие защищает его от гибели, и он удостаивается вечного блага.

Учил рабби Йеошуа, сын рабби Нехемьи: «Грехи колен Йеуды и Биньямина страшнее преступления Сдома. О Сдоме сказано: “…дурны и грешны перед Г-сподом очень”[31], а о еврейском народе говорится: “…преступление дома Израиля и Йеуды велико чрезмерно; и наполнилась земля эта кровью, а город полон неправды, ибо говорят они: оставил Г-сподь эту землю, и не видит Г-сподь…”[32] Из жителей Сдома никто не остался в живых, а еврейский народ удостоился спасения в заслугу верности Б-жественному Завету. И Всевышний изрек: “Они не позволили Мне уничтожить Мой мир”. Даже если “Преступление дочери народа Моего превысило грех Сдома, перевернутого в мгновение…”[33], милосердие народа Израиля защитит и избавит его от исчезновения, и он будет спасен. И об этом сказано: “Если бы Г-сподь Воинств не оставил нам немного уцелевших, как Сдом стали бы мы, уподобились бы Аморе”»[34]. Таков святой, возвышенный и вознесенный народ Израиля, которому принадлежит будущее, и он унаследует вечность.

«Каждый в Израиле должен говорить: когда же мои поступки достигнут уровня служения Авраама, Ицхака и Яакова?»[35] — когда мое милосердие уподобится милосердию Авраама, всецело основанному на трепете перед Небесами.


[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».

[2] Теилим 33:5.

[3] Бава Меция 86б.

[4] См. Раши, Берешит 15:2.

[5] Берешит 18:8.

[6] Тана Девей Элиягу.

[7] Берешит 1:31.

[8] Берешит 22:2.

[9] Берешит 21:12.

[10] Берешит 22:12.

[11] Теилим 89:3.

[12] Мишлей 3:19.

[13] Теилим 111:10.

[14] Берешит 13:13.

[15] Йехезкель 16:49.

[16] Берешит 13:13.

[17] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Вайера.

[18] Берешит 22:12.

[19] Берешит 18:5.

[20] Шмот 16:4.

[21] Теилим 78:25.

[22] Берешит 18:4.

[23] Берешит 18:8.

[24] Шмот 13:21.

[25] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Бешалах.

[26] Дварим 32:10.

[27] Берешит 18:4.

[28] Бемидбар 21:17-18.

[29] Дварим 11:11-12.

[30] Зехарья 14:8.

[31] Берешит 13:13.

[32] Йехезкель 9:9.

[33] Эйха 4:6.

[34] Йешаягу 1:9.

[35] Тана Девей Элиягу Рабба, гл. 25.

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»