Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Задача человека — подняться на такую ступень, чтобы в праведности своих деяний он уподобился Творцу. Необходимо устранить завесы, отделяющие нас от Источника нашего происхождения

Предисловие составителя

Уважаемый читатель!

Мы рады представить Вашему вниманию книгу «Мусар ешивы Новардок», раскрывающую воззрения и пути в святости великого мудреца Торы рава Йосефа Юзла Горовица, широко известного в еврейском народе как Саба (Дедушка) из Новардока. Предназначение этой книги — изучение вознесенных духовных сил человека, сокровищ его души и постижения пути утонченного служения Небесам, приближающего сыновей Израиля к духовному состоянию, в котором Б-г пожелал видеть человека, сотворив его по Своему образу и подобию.

Мусар ешивы Новардок — это мудрость Торы, помогающая нам искоренить пороки и изъяны сердца, обрести возвышенные качества души, научиться верному суждению, прийти к упованию на Небеса и видению истинной картины мира, исправить связанную с нами часть мироздания и сделать окружающую нас действительность возвышенной и утонченной. Каждая идея этой книги мотивирует к выверению мышления и очищению сердца для восприятия Б-жественного Знания, наполняющего душу трепетом перед Небесами.

Учение Мусар — это полноводный источник знания о путях служения Небесам, и в нем есть место для многих дорог и тропинок, ведущих к этой возвышенной цели. Каждый мудрец выбирает для себя стезю, наиболее подходящую его духовным свойствам. Многие учителя Мусара полагали, что человек должен исправлять свои недостатки, искоренять изъяны и обретать возвышенные качества последовательно и постепенно, но Саба из Новардока не приемлил такого подхода и считал необходимым устранить сети дурного побуждения сразу и полностью.

Рав Йосеф Юзл Горовиц — Саба из Новардока — проложил уникальный путь в Учении Мусар. Во время Первой мировой и гражданской войн, а также советских репрессий он основал десятки ешив во многих городах России и спас души тысяч еврейских юношей и их потомков от духовной гибели. Воззрения рава Горовица на природу души и Творения изложены в его многочисленных уроках Мусара, произнесенных в ешиве Новардок и изданных его учениками в книге «Уровень человека».

Перед Вами биография великого учителя, история движения Новардок и основы его Учения, которое не потеряло актуальности и в наши дни — столетие спустя.

С благодарностью Всевышнему, милость Которого не оставляет нас ни в одном поколении, мы удостоились раскрытия великого света, источник которого некогда находился в ешиве Новардок (Новогрудок) — небольшом белорусском городке, на протяжении веков славившемся своей еврейской общиной. Этот Дом Учения основал рав Йосеф Юзл Горовиц (1848-1920 гг.), известный в народе Израиля как Саба (Дедушка) из Новардока. Он родился в литовском городке Плунге (Плунгян) в семье раввина, обладал глубочайшей мудростью и возвышенными качествами души.

В Мемеле (Клайпеда) он встретился с основателем Учения Мусар равом Салантером, и это полностью перевернуло его жизнь. Лишь только увидев величие рава Исраэля Салантера, он незамедлительно оставил все материальные дела и полностью посвятил себя Торе и чистой вере. Раввин пришел к видению истинной реальности и в особой мере раскрыл перед собой существование Творца.

Рав Йосеф Юзл отправился в Ковно (Каунас), дабы воспринять Учение Мусар у учеников рава Исраэля Салантера: рава Ицхака Блазера, рава Нафтали Амстердама и рава Авраама Шинкаря. Он поступил в Колель Ковно и посвятил все свои силы изучению таинств души человека, освободился от земного и устремился к возвышенному. В глазах современников он олицетворял полное чудо, став человеком, в одночасье сломавшим оковы, связывающие его с этим миром, совершил полный переворот в душе, коренным образом изменив свою жизнь.

После нескольких лет учебы у великих учителей Мусара в Колеле Ковно рав Горовиц решил отделиться от общества и продолжить свое служение Творцу и исправление качеств души в уединении в Слободке. Нам ничего не известно о пути его служения в добровольном заточении, но у него было много книг: Талмуд, Галаха, Мусар, и все дни и ночи напролет он посвящал их изучению. Однако основой его занятия было исправление себя, согласно бескомпромиссному пути Мусара, которым много лет спустя последовали его ученики. За полтора года уединения в Слободке и семь лет, проведенные в лесной хижине возле Новоельни, раввин многое открыл для себя, исправил свои духовные качества, искоренил недостатки, обрел достоинства, пришел к глубокой вере и упованию на Небеса, после чего вышел в мир и повел своим путем тысячи сыновей Израиля.

Главным делом жизни рава Йосефа Юзла Горовица стало основание в 1896 г. ешивы в городе Новардок и в дальнейшем целой сети ешив «Бейт Йосеф» во многих городах Восточной Европы, в результате чего он стал широко известен как Саба (Дедушка) из Новардока. Учитель был убежден в том, что только глубокое постижение Торы формирует личности, совершенные в знании Б-га, прямые душой и чистые сердцем, единственным помыслом которых становится выверение истины в каждом своем поступке. Их души обретают силу, и никакие веяния в мире не могут их поколебать.

Как только стало известно о том, что «затворник из Слободки» открыл ешиву, основанную на его бескомпромиссных путях в Учении Мусар — исправлении качеств души и уповании на Небеса, в нее потоками хлынули молодые люди со всех концов света: из далеких городов России, с Кавказа, юноши из хасидских семей Украины и Польши, стремившиеся к трепетному служению Б-гу. И хотя это была литовская ешива, требовавшая от учащихся высокого уровня знаний, раввин принимал всех, не отказывая ни одному желающему. Уроки Мусара, которые Саба из Новардока преподал в стенах ешивы и за ее пределами, раскрывают еврейский взгляд на Творение. Они были записаны его учениками и опубликованы в книге «Уровень человека», первые издания которой вышли в свет в Польше.

Рав Йосеф Юзл Горовиц обладал глубочайшими знаниями Торы, Танаха, Талмуда и Мидраша. Его выступления и беседы основывались на важнейших первоисточниках, глубокий анализ которых раскрывал сокровенные тайны Знания, пробуждая в сердцах слушателей трепет перед Небесами. Он был неиссякаемым полноводным кладезем мудрости и давал многочасовые уроки выдающимся в Знании.

Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят о том, что задача человека — подняться на такую ступень, чтобы в праведности своих деяний он уподобился Творцу. Необходимо устранить завесы, отделяющие нас от Источника нашего происхождения; и до тех пор, пока мы этого не сделаем, — не исполним своего предназначения, будем злоупотреблять дарованной нам жизнью и осквернять свое величие. Из Священного Писания явственно следует, что уподобиться Б-гу означает обрести Его качества и следовать Его путями так, как они раскрываются перед нами в мироздании.

Книга «Мусар ешивы Новардок» является чудесным средством для постижения мудрости трепета перед Небесами и обретения возвышенных качеств души, столь необходимых каждому еврею для соблюдения заповедей, которыми Творец мира освятил Свой народ, даровав нам с Небес Свое Б-жественное Учение. Сказал пророк Малахи — последний пророк Иудеи: «Если учитель подобен ангелу Б-га Воинств, пусть ищут Тору из его уст» (Малахи 2:6). Именно таким человеком был великий мудрец Мусара рав Йосеф Юзл Горовиц — Саба из Новардока …

Сегодня, через сто лет после его кончины, можно без сомнения сказать: своим Учением он изменил Творение. Рав Йосеф Юзл Горовиц был литовским раввином, который покинул Литву и отправился на восток — в Белоруссию, Украину и Россию, чтобы в те сложные для нашего народа дни помочь евреям, более далеким от источников Знания. У нас нет возможности увидеть возвышенный образ раввина, услышать его голос, не сохранилось даже его фотографии. Но мы можем узнать о его жизни и путях в святости и постараться приблизить себя к его великому образу, исправить свои качества, обрести достоинства, дабы достичь «Уровня человека». Вся его деятельность была направлена на пользу евреям России, и наследие ешивы Новардок для нас — выходцев из этой страны — в высшей степени актуально и сегодня!

Благодарности

Я хотел бы выразить глубокую сердечную благодарность всем, кто принял участие и внес свой вклад в издание этой книги: переводчику — Шаулю Бен Биньямину (Иерусалим), редактору — Наталье Хейфец (Вильна), членам редколлегии — Александру Шломо Попову (Санкт-Петербург), Владиславу Финькову (Волгоград), макетировщику — Виктору Томбаку (Вильна), Александру Мамаеву (Вильна), Руслану Руденко (Киев) за участие в работе над текстами, Алексею Еременко (Минск), раввину Мордехаю Райхинштейну (Минск) за предоставленные фотографий и моим друзьям, благодаря помощи которых книга «Мусар ешивы Новардок» вышла в свет в память об ушедших, да будут их души пребывать в Ган Эдене, и на благо живых.

Огромное вам спасибо и да благословит вас Творец!

Вильнюс — Лимассол:

Константин и Яна Рашап — в память о дедушке Куснель бен Ицхак и прадедушке Ицхак бен Мордехай

Каунас — Лондон:

Соломон и Джил Абрамович и Бен и Елена Брамс — в память о родителях Яаков бен Шломо и Брaха бат Ицхак, сестре Ариелла бат Яаков и их многочисленных родственниках из Ковно, погибших в годы Катастрофы

Москва:

Герман Захарьяев (фонд горских евреев СТМЭГИ)

Евгений и Наталья Дубровские — в память о дедушках и бабушках Эсфирь бат Шулим, Исраэль бен Семен, Хана бат Бенцийон, Ефим бен Хаим и Циля бат Хаим

Анатолий и Ирина, Леонид и Аня, Дмитрий и Джина Пинские — в память о матери Геня бат Хаим Давид и Ривка, отце Хаим бен Вульф, дедушке Давид бен Вульф и бабушке Ривка бат Носон

Биньямин и Эстер Ефремовы — в память о дедушках и бабушках Нибишид бен Йонатан, Лие бат Шунами, Шалум бен Шамиль, Мирьям бат Истахор и родственниках Гюльбоор бат Шалум, Натанэль бен Шауль

Вильнюс:

Александр и Лиля Юрявичюс — в память о дедушке Евсей бен Яков Яцовский и бабушке Лея бат Манэль Яцовскене

Гай и Oра Шапира — в память об отце Ицхак бен Йосеф и матери Светлана бат Борис

Шалом и Ниеле Субич — в память о родителях Юдель бен Мотл и Белла бат Хаим и брате Авраам бен Юдель

Леонид и Виолетта Фурер — в память об отце Янкель бен Лейбл, бабушке Голда бат Марк, дедушке Исраиль бен Иссак и бабушке Эмма бат Йосеф Хинкис

Вильнюс — Иерусалим:

Йосеф и Сара Йосаде, Хася Йоседайте-Сокер — в память о родителях Яаков бен Моше и Шейна бат Авраам, дедушках и бабушках Моше бен Шмуэль, Фейгель Ципора бат Шломо, Авраам бен Ицхак, Хася бат Исраэль, Нафтуль бен Хава Ямпольский и 180-ти родственников из Кальварии и Лаздияй, погибших в годы Катастрофы

Холон:

София Бен-Цель — Менахем и Арье Бен-Цель — в память о родителях Михаэль бен Бенце Лейб и Нелли бат Ошер Аншель Хаим

Ростов-на-Дону:

Галина Попова — в память о бабушке Анна бат Герасим

Иерусалим:

Моше Давид Ниренберг и Тамара Хасин — в память о родителях Эзер бен Рафаэль, Авраам бен Соломон, Люба бат Давид, Рафаил бен Исаак и Мирьям бат Авраам

Ванкувер:

Ашер и Сара Пискорские

Рига:

Пинхас и Малка Розенберг — в память о дедушке Нахман бен Гершон, прадедушке Гершон бен Йосеф и прапрадедушке Йосеф бен Авраам

Нетания:

Элияу и Хана Должанские — в память о бабушках: Анна и Гита бнот Самуил и Эстер Лев бат Авраам и дедушках: Хаим бен Акива, Акива бен Арон, Гирш и Давид бней Иосиф

 

Раввин Хаим Бурштейн.

Сиван, 5781 (2021) г.

 


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»