Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нападение ХАМАС и «мирных жителей» Газы застало врасплох не только разведку и армию, но и общество в целом: оказалось, что защита вовсе не так надежна, как люди думали.

В фундамент государства Израиль был заложен постулат о том, что Холокост оказался возможен лишь потому, что у евреев не было собственного государства, но теперь, когда есть государство, подобное никогда не повторится. И вот Израиль проходит очередную проверку на прочность, столкнувшись с врагом, который хочет уничтожить всех евреев — без разбору, вне зависимости от их убеждений, образа и места жизни. С врагом, жестокость которого, возможно, превосходит все виденное нашим народом ранее. Как случилось, что это стало для многих из нас неожиданностью? Ведь наши соседи с самого начала честно и прямо говорят о «Палестине от реки и до моря», т.е. о планах поглотить всю территорию Израиля без остатка и сделать эту землю «judenfrei». Сейчас, 20 дней спустя после нападения, когда прогрессивная общественность во всем мире куда больше озабочена действиями ЦАХАЛ в Газе, чем зверствами ХАМАС, эта фраза стала популярнейшей кричалкой на массовых антиизраильских (читай антисемитских) митингах по обе стороны Атлантики. До Симхат Тора мы относились к планам соседей по-разному. Кому-то они очень мешали. «Да какая разница, что они там говорят?» — риторически спрашивали другие. А третьи попросту не смогли расслышать слова соседей из-за шума, создаваемого борьбой евреев друг с другом.

Нападение ХАМАС и «мирных жителей» Газы застало врасплох не только разведку и армию, но и общество в целом: оказалось, что защита вовсе не так надежна, как люди думали. «7 октября я, как и каждый израильтянин, почувствовал свою беззащитность. Снова, как и раньше, я больше не могу рассчитывать на государство. В самый опасный момент оно нас бросило, — пишет Аркадий Майофис, израильский предприниматель и блогер, репатриировавшийся из России в 2015 году. — Единственное, что ещё осталось из прежних иллюзий — это израильская армия. Я, правда, уже не нахожу аргументов, почему армия может быть лучше израильской почты или банков, но надо же верить хоть во что-то. На войне нет атеистов». Провал государства и чувство беззащитности заставляют вспомнить Войну Йом Кипура, произошедшую 50 лет назад. Гордыня («И скажешь ты в сердце твоем: Сила моя и мощь руки моей составили мне все это богатство». Дварим 8:17), против которой предостерегает Тора, едва не обернулась тогда разгромом. Именно с той войны в Израиле началось массовое движение тшувы — возвращения к Б-гу и к себе. Нечто подобное происходит и сейчас. Невозможность положиться на «мощь руки» и осознание того, что против евреев ополчились почти все, включая борцов за все хорошее (social justice warriors), приводит к слому шаблонов и переоценке ценностей. «Я долго считала, что национальная идентичность — это пережиток. И моя идентичность — это культура и гуманизм как позиция, — пишет журналист и литературный критик Анна Наринская. — Сейчас я четко осознала, что это не так. У меня очень простая идентичность: я еврейка».

В Симхат Тора мы перезапускаем годовой круг чтения Свитка Торы. Читая все по новой, иногда мы находим новый смысл уже знакомых слов. Раши в своем первом комментарии к Торе приводит знаменитый мидраш: «Сказал раби Ицхак: “Надлежало бы начать Тору со [стиха] “Этот месяц для вас — Глава месяцев” (Шмот 12:2), который является первой заповедью, данной [сынам] Исраэля. Почему же [она] начинается с בראשית (т.е. с рассказа о сотворении мира)? Потому что “силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен” (Теилим 111:6). Ибо если скажут народы мира Исраэлю: “Разбойники вы, захватившие земли семи народов”, то [в ответ сыны Исраэля] скажут им: “Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам””. Удивительно, но со времен мудрецов Мишны ничего не изменилось: предъявляемые нам обвинения в оккупации, апартеиде, геноциде Газы и непропорциональности ответа сводятся, на самом деле, к отрицанию нашего права на Землю Израиля. Рав Моше Шапиро, благословенной памяти, говорил, что если бы можно было опросить людей в разных странах насчет их отношения к тому факту, что по соседству с ними живут евреи, и респонденты честно ответили бы, то сразу выяснилось бы, что подавляющее большинство не хочет у себя в стране никаких евреев — ни в какой стране. Таким образом, в этом мире у евреев нет места, которое согласились бы дать им другие народы, за исключением дна рассеченного Всевышним Красного моря.

Раби Яаков Фридман, адмор из Гусятина, успел совершить алию из Польши в Землю Израиля в 1938 году — накануне вторжения нацистов. В начале своей книги “Оалей Яаков” он задается вопросом о том, как правильно понимать этот комментарий Раши. Если народы мира не верят, что Тора — это слово Всевышнего, которое не утратило своего значения, то разве их впечатлит именно такой ответ на их претензию? Мы говорим, что Тора сообщает о Сотворении мира лишь для того, чтобы перейти к праотцам и праматерям еврейского народа и к обещанию Всевышнего дать эту землю в вечное наследие их потомкам, но для них наша Тора не доказательство и не аргумент. А значит ответ, данный раби Ицхаком и приведенный Раши в самом первом комментарии к Пятикнижию, предназначается не народам — он для нас самих! Мы должны быть твердо уверены в том, что наше Изгнание носит лишь временный характер, и что Всевышний завещал эту землю именно нам, навечно — вне зависимости от того, что думают об этом другие. И когда мы внутренне едины и уверены в том, что эта земля наша по праву, данному нам Творцом мира — никому нас не победить.

Главное чудо последнего праздника Симхат Тора заключается в том, что конфликты, глубочайший раскол и противостояние между “иудеями” и “израильтянами” — все это забыто. Множество людей, которые считали себя абсолютно далекими от Торы, в эти непростые времена впервые всерьез задумались о Всевышнем и обрели опору в Нем, ведь лишь “Твердыня Исраэля не солжет” (Шмуэль I 1:22). “Ахдут”, единство еврейского народа — понятие, знакомое многим из нас только по книгам, сегодня реализовано на практике. Трагедия заставила евреев забыть о распрях и превратиться в единый лагерь — лагерь изучения Торы, молитвы, добрых дел и заповеданной войны. В Симхат Тора наш народ заплатил огромную, страшную цену за обретение единства. И когда мы, с Б-жьей помощью, победим в этой войне, мы просто обязаны сохранить и упрочить это единство. И да удостоит нас милосердный Всевышний разума и мудрости, чтобы так оно и было.

 

 

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»