Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как научиться радоваться в трепете или трепетать в радости

[1] «Чтобы ты научился трепетать перед Г-сподом, Б-гом твоим, все дни» (Дварим 14:23).

Обычно мы считаем радость и трепет далекими друг от друга понятиями, полными противоположностями, которые не могут одновременно объединиться в одном человеке: трепещущий не радуется, а радующийся не трепещет. Однако если посмотреть на этот вопрос через призму Торы, то все будет выглядеть совсем иначе. Мы убедимся, что трепет и радость — не только не исключают, но, наоборот, дополняют друг друга, и, более того, одно невозможно без другого. Человек не может обрести трепет, если в то же самое время не будет испытывать радость!

В Торе приводится заповедь, касающаяся каждого еврея, — отделение Второй десятины от урожая в Земле Израиля, которую хозяин поля вместе со своей семьей должен съесть только в Иерусалиме и ни в каком другом месте. Ее смысл непосредственно раскрывается в Торе: «Чтобы ты научился трепетать перед Г-сподом, Б-гом твоим, все дни»[2]. Это значит, что еврей должен прийти в Иерусалим для обретения трепета перед Небесами, — ведь таково предназначение этого города, — там пребывает Б-жественное присутствие и оттуда изливается святость на народ Израиля.

Если исходить из упрощенных представлений, то получается, что еврею заповедовано прийти в Иерусалим для обретения трепета перед Небесами, погрузиться в страдание и горе, тревогу и беспокойство, его глаза должны быть полны страха и печали. И Иерусалим — Дом Учения мудрости трепета — переполнится несчастьем всего народа: тысячи людей в нем сбрасывают с себя суетные заботы о мире и жизни, погружаются в горестные размышления, создавая пугающую и гнетущую атмосферу, образуют общество, полное печали и тревоги, убивающее жизнь и желание жить… А как же иначе? — Ведь здесь — Дом Учения трепета!

И как же мы будем поражены, когда дойдем до конца этой главы Торы и прочтем: «И ты заплатишь деньги за все, чего пожелает твоя душа: за крупный и мелкий скот и за вино, и за все, чего пожелает твоя душа, и ешь там, перед Г-сподом, Б-гом твоим, и радуйся ты и дом твой»[3]. Что есть радость? — Пышный семейный праздник… И все это — «Чтобы ты научился трепетать перед Г-сподом, Б-гом твоим, все дни!»[4]

И мало того, что каждому еврею, пришедшему в Иерусалим для обретения трепета перед Б-гом, заповедовано радовать себя, свой дом и всех вокруг. Иерусалим должен быть источником безмерного счастья: «Прекраснейший видом, радость всей земли, гора Цийон, склоны севера, град Царя великого!»[5] Неслучайно Иерусалим был городом радости, — и не только потому, что он — царская столица и главный город страны. Нет, само предназначение святого города — непременно быть «радостью всей земли»[6], настолько, что требовалось устранить оттуда все, что только могло привести к страданию или неприятным ощущениям. Повествует Талмуд: «Сказал рабби Йоханан: строение для произведения расчетов находилось за стеной Иерусалима, и каждый, кто хотел подвести итог своим материальным делам, выходил за пределы города. Зачем? — Чтобы не считать деньги в Иерусалиме и не огорчиться, если результат не будет соответствовать его ожиданиям, поскольку этот город — “радость всей земли”[7]»[8].

Радость в Иерусалиме была столь ощутимой и яркой, что не терпела даже легчайшего следа неудовольствия. И поскольку некто, сидя за своими конторскими книгами и видя, что результаты не соответствуют его ожиданиям, мог опечалиться, вне города возвели особое строение, чтобы вывести огорчение за его пределы и сохранить в нем атмосферу совершенной радости, не омраченной даже легчайшей неудовлетворенностью или тревогой.

В этом безбрежном океане счастья не могло быть места даже мельчайшей примеси грусти. Горизонт был чистым и ясным, залитым светом наслаждения, и никакое облако не должно было его затенять. Находясь в Иерусалиме, человеку надлежало впитывать в себя красоту и величие города, о котором сказано: «…прекраснейший видом, радость всей земли…»[9]

Почему Иерусалим должен быть наполнен истинной радостью? — Потому что он — Б-жественный город знания Торы и трепета перед Небесами, и ему следует быть полным жизни и ни с чем не сравнимых наслаждений! Любой недостаток этой радости и удовольствия — это ущерб утонченному трепету перед Небесами и возвышенной жизни по Торе. Ибо в чем сущность Б-жественного Учения, если не в призыве к жизни? И чего Тора требует от человека, если не «выбери жизнь»[10]? Это и есть суть Б-жественного Учения!

Не о скудной и убогой жизни говорит Писание, не о существовании, подчиненном грубым и приниженным страстям, бурлящим в сердце человека и заключающим его в узкие и удушающие рамки. Жизнь по Торе залита Б-жественным светом, она открывает необозримые дали, наполняет ликованием сердце и душу. Глазам людей открывается пространство всех миров, а их мысль объемлет вечность. Жизнь по Торе так чиста и приятна, что в ней нет даже малейшего неудовольствия — духовного или материального.

И когда народ Израиля поднимается в святой Иерусалим и в нем собираются потомки Авраама, чтобы научиться трепету перед Б-гом, достичь высочайшей ступени, указанной Торой, обрести самую сокровенную сущность жизни, — воздух этого города должен быть весь пропитан свежестью, красотой и радостью, чтобы даже легчайшее облако не омрачало Небеса над ним и не было мельчайшей помехи для счастья. Ведь, когда человек из народа Израиля учится трепетать перед Г-сподом, — он начинает жить в радости!


[1] Это выступление Сабы из Слободки, изданное в «Ор Ацефен», записал рав Авраам Зеев Геллер, благословенной памяти, раввин города Марьямполь.

[2] Дварим 14:23.

[3] Дварим 14:26.

[4] Дварим 14:23.

[5] Теилим 48:3.

[6] Теилим 48:3.

[7] Теилим 48:3.

[8] Мидраш Рабба, Шмот, гл. Пекудей.

[9] Теилим 48:3.

[10] Дварим 30:19.

 


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»