Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У зеркала два лица 11. Часть I. Заглянуть себе в душу 15. Категории человеческих характеристик

Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие

А) Рабби Хаим Витаал в своём классическом труде «Шаарей Кдуша» формулирует, что все основные человеческие характеристики можно подразделить на четыре основныe категории:

(1) Высокомерие итщеславие. Гневливость также включена в эту категорию, потому что высокомерие лежит в корне того, что человек раздражается и приходит в ярость, если окружающе не делают того, что ему хочется. Человек скромный не станет негодовать. Из-за гнева возникает чувство обиды, стремление властвовать, попытка обрести почести, а также ненависть.

(2) Негативные речи. Сюда включаются: ложь и мошенничество, лесть, уничижительные отзывы о других людях (лашoн hара), хвастовство, потеря времени в сплетнях о совершенно несущественных вещах.

(3) Поиски наслаждений и стремление удовлетворить свои страсти. Это ведёт к желанию иметь то, что принадлежит другим людям, и зависти к тем, у кого есть больше, чем у вас.

(4) Тоска и подавленность. Это приводит к лени и откладыванию дел.

Все эти качества мешают человеку довольствоваться тем, чтó у него есть.

В противоположность вышеперечисленным качествам существует четыре основныe положительныe характеристики:

(1) Скромность. Это качество мешает человеку выходить из себя и предохраняет от всех других последствий высокомерия и зазнайства.

(2) Уместное молчание. Тот, кто овладел этим качеством, использует силу своего слова для изучения Торы, для молитв, для совершения добрых дел, для практических и конструктивных вопросов.

(3) Желание держаться подальше от негативных устремлений.

(4) Желание наслаждаться и радоваться тому, чем человек владеет. Такой человек понимает, что всё, что Вс-вышний делает, Он делает, в конечном итоге, ради его пользы и будет испытывать радость всегда, когда совершает доброе дело (Shaarei Kdusha, ibid).

Чтобы понимать себя, необходимо знать и понимать все качества, подпадающие под четыре вышеозначенные категории. Скорее всего, вы заметите их примеры в своих поступках. Понимание — откуда идут корни ваших качеств, облегчит создание плана для самосовершенствования.

Б) Рабби Исраэль Яаков Каневский писал о том, что все качества идут нам на пользу: они либо используются для службы Вс-вышнему, либо служат в качестве испытания. Они также необходимы для ежедневныx практических нужд. Если человеку не хватает хоть одного какого-либо качества, такое отсутствие станет заметно в самóм образе жизни этого человека. Способ применить каждое качество — каким пользоваться чаще, от какого держаться подальше, как усовершенствовать ту или иную черту своего характера, подробно обсуждается в этической литературе по Торе.

Краткий список качеств, проявляемых ежедневно: (1) память и забывчивость; (2) глубина и поверхностность мышления; (3) решительность и непоследовательность; (4) мера доверия и подозрительность; (5) находчивость и расчётливость; (6) спокойные рассуждения и путаница в мыслях; (7) сосредоточенность и леность мысли; (8) расторопность в совершении дел и лень; (9) любовь и ненависть; (10) высокомерие и скромность; (11) гнев и умиротворённость; (12) скупость и щедрость; (13) радость и грусть; (14) сострадание и жестоксть; (15) усердие и напрасная трата времени; (16) доверие и страх; (17) смелость и трусость; (18) упрямство и уступчивость; (19) честность и недобросовестность; (20) терпение и нетерпеливость; (21) признательность и неблагодарность; (22) любовь к истине и её противоположность; (23) стремление к почестям и её противоположность; (24) радость чужим удачам и зависть; (25) дерзость и вежливость; (26) стремление к превосходству над другими и смирение; (27) простодушие и хитрость; (28) импульсивность и осмотрительность; (29) стремление к роскоши и удовлетворёность тем, что имеешь; (30) чрезмерная самовлюблённость и её противоположность; (31) склонность к одиночеству и любовь к обществу других людей; (32) предпочтение тишины и любовь к беседам; (33) любовь к мудрости и отсутствие такой любви; (34) застенчивость и наглость; (35) любознательность и её противоположность; (Chayai Olam, vol.2, ch. 3).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»