Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Суккот евреи живут в шалашах в память об облаках Славы, которые покрывали еврейский стан в пустыне. Мы выполняем эту заповедь ради самой заповеди, а не для удобства. Суккот — это праздник возвращения близости Б-га к еврейскому народу после отдаления, произошедшего в результате греха золотого тельца.

Б-г предписал нам жить в суккот (шалашах, покрытых особым образом) семь дней (Ваикра 23:39-44) — в память об облаках Славы, которые покрывали еврейский стан в пустыне, защищали от нестерпимого зноя и показывали особую близость Б-га к еврейскому народу.

Нам заповедано жить в шалашах с пятнадцатого числа месяца Тишрей. Т.е. осенью. Рассматривая законы о сукке, раби Яаков бен-Ашер (Бааль а-Турим) спрашивает: почему осенью? Ведь облака Славы покрыли стан при выходе из Египта (Шмот 12:37). А это было весной — пятнадцатого Нисана. Почему же Б-г повелел нам жить в шалашах в память об облаках Славы осенью?

На это он отвечает: когда мы выполняем мицву (заповедь), важно, чтобы было видно: мы это делаем ради самой мицвы, а не просто для удовольствия и удобства. Возможно, если бы нам предписали жить в шалашах весной, со стороны могло показаться, что мы так поступаем просто потому, что в жаркое время в шалаше приятнее жить, чем дома.

А Б-г велел поселиться в шалаше осенью, когда даже те, кто строил шалаши и жил в них летом потому, что это приятно, разбирают их и возвращаются в дом. Евреи же, наоборот, в это время только выходят в шалаши: и это ясно показывает, что мы делаем это ради заповеди, а не для приятности и комфорта.

Виленский Гаон (а-Гро) дает совершенно иной ответ на этот вопрос. Когда евреи изготовили золотого тельца, Всевышний разгневался на них — и в определенной мере отдалился от них... И народ остался без облаков Славы, выражавших близость Всевышнего.

Моше молился на горе Синай сорок дней, а затем еще сорок. Во второй раз он поднялся на гору Синай в первый день месяца Элуль, а спустился в Йом-Кипур, когда еврейский народ был полностью прощен и Всевышний вновь приблизился к нему. С тех пор Элуль стал месяцем близости Б-га к еврейскому народу, месяцем возвращения народа к Б-гу, исправления, а Йом-Кипур — днем прощения.

Свидетельством особой близости Б-га к еврейскому народу стало Его повеление построить Мишкан (переносной Храм) — место присутствия святости Б-га среди еврейского народа. Моше спустился с горы Синай в Йом-Кипур — десятого числа месяца Тишрей, собрал весь народ на следующий день, одиннадцатого Тишрея, и говорил о строительстве Мишкана и приношениях, необходимых для этого. Так написано в начале главы Ваякель.

И, как там сказано, народ начал воодушевленно и активно собирать приношения. За два дня было собрано всё, что нужно.

Давайте сейчас посчитаем по дням. 10-го числа Моше спустился с горы, 11-го всех собрал, два дня — 12-го и 13-го — собирали приношения, 14-го пришли специалисты, которым предстояло руководить строительством Мишкана, проверили и увидели, что всего достаточно — и даже предостаточно.

А на следующий день, 15-го, началось строительство Мишкана. И тогда облака Славы вернулись к еврейскому народу. По а-Гро выходит, что мы отмечаем не тот день, когда облака Славы спустились на стан при выходе из Египта, а тот, когда Облака, покинувшие стан в результате греха золотого тельца, вернулись — после Йом-Кипура и начала строительства Мишкана.

Интересно, что это также объясняет, почему Б-г предписал нам отмечать день в память об облаках Славы, но не установил дней в память о мане (манне) и колодце Мирьям. Однако к этому пшату (толкованию в соответствии с прямым смыслом стихов Торы) есть серьезный вопрос. Из Торы следует, что и после греха золотого тельца облака Славы продолжали покрывать стан...

На это отвечают: стан покинули не все Облака, а только та особая их часть, которая свидетельствовала об уникальной близости Б-га к еврейскому народу. Так, согласно а-Гро, в Суккот мы празднуем возвращение близости Б-га к еврейскому народу после отдаления.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»