Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Те, кто ведут себя с детьми как с друзьями и считают, что этим они учат детей быть независимыми, поступают неправильно

1. Отец не должен делать уважение к себе слишком сложным для детей, чтобы не ставить камень преткновения перед ними. Но пусть каждый прощает своих детей, даже если он не сообщает им об этом, чтобы Всевышний их не наказывал из-за родителей. И пусть родители не просят детей делать то, что детям очень сложно. Поэтому, если отцу что-то нужно от сына, но он боится, что сын его не послушает, пусть он не требует от сына, а просто посоветует ему сделать то, что ему нужно. Но отцу не следует разрешать сыну не уважать себя в случаях, когда это может привести других к тому, что они не будут уважать родителей. А если отец разрешил сыну не уважать себя и потом передумал, сын обязан теперь отца уважать.

2. Пусть человек не ведет себя слишком грозно в своем доме, но пусть он говорит [даже] с детьми мягко и беззлобно. А те, кто напускают много страха, больше всего портят свои отношения с детьми.

3. Пусть отец не выделяет одного ребенка, но пусть он всем своим детям дает одинаково еды, питья, денег и т.п. Но отец может перед смертью завещать своему мудрому сыну большую часть имущества. И стоит отцу помогать денежно тому сыну, который постоянно занимается Торой, и это является заслугой для отца.

4. Те, кто ведут себя с детьми как с друзьями и считают, что этим они учат детей быть независимыми, поступают неправильно. И в такой ситуации, если отцу нужно ударить ребенка, тот обычно отвечает тем же, или бьет своего младшего брата, [т.к. он чувствует себя на одном уровне с отцом]. Но нужно учить детей относится к родителям, и старшим братьям с почтением. Но к уже выросшим детям отцу стоит относиться, как к [младшим] братьям.

5. Пусть родители никогда не проклинают детей, даже если они разозлились, потому что это приводит к плохому для детей и для них самих.

6. Некоторые считают, что маме не следует говорить за сына: «Пусть Всевышний меня накажет вместо тебя», чтобы не сглазить. Но другие считают, что женщины могут так говорить. Поэтому, если муж слышит, что его жена так говорит, можно ее не останавливать.

7. Нельзя пугать ребенка нечистыми животными, например, говорить: «Придет собака или кошка и заберет тебя».

8. Дети никогда не должны ругаться и проклинать братьев и сестер, т.к. это расстраивает родителей, и даже когда родители умерли нельзя это делать.

9. [В старые времена мудрецы] отлучали того, кто бьет взрослых детей, т.к. этим он приводит их к бунту, и тем самым ломает запрет: «Не ставить камень преткновения перед слепым[1]». Даже в наше время, когда мы никого не отлучаем, все равно отец не должен бить взрослых детей или проклинать их, т.к. это может привести к их бунту. В отношении этого закона, взрослым считается такой сын, который [уже чувствует себя достаточно независимым] и может взбунтоваться и ответить словами или действием, если его бьют. И даже если у сына еще не было Бар Мицвы, все равно не следует [его бить, если он уже чувствует себя взрослым и это] может привести к тому, что он ударит отца или проклянет его. Но пусть отец, [когда недоволен сыном], использует только слова, и тем более [пусть он не бьет] сына, который уже женат.

10. Но маленького ребенка можно немножко побить ради воспитания, но не сильно, и только тогда, когда отец уже успокоился от своего гнева, но нельзя бить его, когда отец на него зол, [иначе он может переборщить]. И никогда нельзя бить ребенка сильно, или используя палку, но только маленьким ремнем. А если есть опасность, что и маленький ребенок из-за битья будет огрызаться на отца или ответит ему тем же, тогда пусть отец не бьет даже маленького ребенка. Пусть он только его упрекает словесно, и пусть он [сначала] похвалит сына за те хорошие качества, которые у него есть. А если ребенку еще не исполнилось и пяти лет, его нельзя бить ни за что, и если отец его бьет, он делает большой грех. Но если ребенок трогает дорогую посуду и отец боится, что она разобьется или ребенок поранится, тогда можно его несильно ударить по руке.

11. Есть мнение, что стоит находить причины [иногда немного] побить ребенка, даже если он послушный, ради того, чтобы ребенок боялся родителей. Но не следует полагаться на это мнение, и тот, кто бьет ребенка просто так, совершает большой грех. А тем более те, кто бьют своих жен, их грех очень велик и они не смогут из-за этого жить в мире и в результате кончат разводом.

12. Если маленький ребенок в синагоге мешает людям молиться, можно ему сделать знак, чтобы он замолчал даже во время чтения Шма или Шмоне Эсре. А если это не помогло, можно его несильно ударить по руке. Но нельзя прерывать молитву, чтобы что-то сказать ребенку, можно только сделать знак или стукнуть по столу или ударить ребенка по руке. А если это не помогает, можно издать звук, но нельзя ничего говорить.

13. Если ребенок, который достиг возраста, когда его обучают соблюдать заповеди, нарушил случайно Субботу, нужно начать с ним заниматься хоть пятнадцать минут по книгам, которые говорят о службе Творцу, чтобы он боялся Всевышнего, и знал о награде и наказании в Будущем Мире. Пусть он знает, что мы живем не вечно [и, в конце концов, должны будем отвечать за свои поступки]. И с помощью этих занятий наверняка ребенок в результате станет богобоязненным, и также всегда следует молиться об этом Всевышнему.


[1] В смысле, запрещено помогать другому делать грех или приводить другого ко греху. Это считается, как будто поставили камень преткновения перед «духовно слепым». Так как взрослые дети обычно не могут стерпеть, если их бьют, то, если они взбунтуют, считается, что частично виноват их отец, который их бил.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»