Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Человек, Ешива, Счастье, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
«И я помещу Обитель Мою среди вас, и не возгнушается вами душа Моя. И Я буду ходить среди вас, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом» (Ваикра 26:11-12<).
Эти стихи Торы, повествующие о Б-жественном присутствии, Раши разъясняет так: «“И Я буду ходить среди вас…”[1] — Буду ходить с вами в Ган Эдене, и вас не охватит ужас. Может быть, при этом вы не будете трепетать передо Мной? Об этом сказано: “…и буду вам Б-гом”»[2]. То есть, следуя манящему зову дурного побуждения, человек может дойти до таких гнусностей и настолько разрушить себя, что раскрытие перед ним Б-га (истинной реальности) приведет его в ужас от состояния, в котором он находится, от его духовной формы…
Люди созданы для возвышенной духовной жизни и счастья на земле… Так задумал Всевышний, сотворив их «по Своему образу и подобию», и даровал им многие наслаждения и радости. Все мироздание полнится изобилием милосердия и блага, чтобы они удостоились вечного счастья и наслаждались сиянием Б-жественного присутствия и близостью Г-спода в этом и в Грядущем мире.
Однако остается открытым вопрос: что действительно приводит человека к истинному возвышенному счастью, а что предлагает лишь временное удовлетворение низменных страстей, постепенно разрушая его жизнь? Об этом сказано в Торе в главе Ницавим: «И будет: услышав слова этого договора проклятия, он благословит себя в сердце своем, говоря: мир будет мне, когда я буду следовать зловолию сердца своего, и пропадет сытый (совершающий непреднамеренный грех) с голодным (охваченным низменными страстями)»[3]. Если некто не опасается страшных наказаний, налагаемых на него великим Царем, то «Не благоволит Г-сподь простить его, но возгорится гнев Г-спода и ревность Его к этому человеку, и падет на него все проклятие, записанное в этой книге, и сотрет Г-сподь его имя из-под Небес»[4].
Тайное Учение определяет счастье человека как радость души в теле, что в полной мере раскроется лишь в Грядущем мире в Конце Дней. Важно понимать, что при воскрешении мертвых встанут из праха земли не старые больные и немощные тела, а произойдет воскрешение всего умерщвленного потомками Первого человека потенциала жизни. Это непосредственно следует и из святого языка: «Будет радость (שמחה) на Небесах и веселье (גילה) на земле…»[5], «Возрадуются Небеса и будет веселье на земле, и скажут среди народов: Г-сподь воцарился!»[6] Так этот стих Писания разъясняет Раши: «Когда миром правит человек — все печальны, поскольку не знают, насколько последователен его суд, но когда воцарится Всевышний, благословен Он, возрадуются Небеса и земля, и все праведники скажут: теперь воцарился Г-сподь…»[7]
Изрек царь Давид: «Да будет слава Г-спода навеки, возрадуется Г-сподь деяниям Своим»[8]. Радость возникает в результате изменения — возникновения чего-то нового, неизведанного, расширения жизненности, однако сказано: «…и нет ничего нового под солнцем»[9], а в Высшей небесной реальности — есть. На земле нет радости (שמחה), но есть некий ее прообраз — веселье (גילה), суть которого — более глубокое раскрытие истины, известной прежде.
[1] Ваикра 26:12.
[2] Раши, там же.
[3] Дварим 29:18.
[4] Дварим 29:19.
[5] Теилим 96:11.
[6] Диврей Аямим (I) 16:31.
[7] Раши, там же.
[8] Теилим 104:31.
[9] Коэлет 1:9.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»