Из цикла «До Потопа и после», темы: Человек, Сотворение мира, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков, Адам и Хава
В пятом часу Адам уже стоял на ногах, в шестом нарёк имена всем животным, поскольку, подобно Создателю, мог заглянуть в глубинную суть творений.
Способность к языку, к речи, была заложена в Человеке изначально, но он должен был явления окружающего мира прочувствовать в себе, понять и определить все их особенности и свойства. Поэтому Адаму была показана большая часть живых существ, с которыми ему придётся столкнуться. Человек должен был их понять и оценить, определить главные черты и дать соответствующие названия в обретаемом им свойстве членораздельной речи.[1]
Определение названий животных было, в своём роде двойной калибровкой языка, на котором говорил Первый человек. С одной стороны, важно было убедиться, что Адам правильно пользуется уникальным инструментом, подаренным ему Творцом, что смысл и глубинная этимология языка, находят своё воплощение в названиях животных. То есть, Адам должен был правильно соотнести отмеченные им свойства животных, их главные черты с собственным аппаратом речи. Но, с другой стороны, необходимо было проверить, что смысловые связки и речевые обороты, выбранные Адамом при названии животных и окружающих явлений, соответствуют оригинальному замыслу Создателя и терминам Святого языка, языка Творения.[2]
Эта проверка прошла успешно, поскольку Адам нарекал животных так, что потом всегда оказывалось, что это имя уже подарено ему Творцом.[3]
Способность определить сущность вещей, понять их глубинную составляющую, были свойственны только Человеку. Ангелы пытались, было, тоже дать имена живым тварям, но потерпели фиаско. И это не случайно — чтобы наречь имя требовалась вовлечённость в материальный мир, понимание его особенностей, а этого ангелы начисто лишены. Только Адам, совмещая в себе два мира, духовный и материальный, мог справиться с этой задачей.[4]
Адам всматривался в животных, оценивал их, соотносил себя с ними, определял, соответствует ли кто-нибудь его природе или нет, и в конце сделал вывод, что ни одно из этих существ ему не пара и не партнёр по жизни.[5] И это — не мудрено. Творец привёл к нему животных, заранее зная, что пары Адаму среди них не отыщется. Но это должен был понять сам Человек.[6]
Адам дал всем животным имена.[7] В этих именах запечатлелись не только главные свойства животных, но и истинное их значение, их духовный корень, определяющий смысл их существования.[8]
Адам не только узнавал, кто населяет его мир. Давая имена животным, человек лучше узнавал себя. Душа Адама включала в себя все возможные свойства и наклонности. Чтобы выделить и изучить их, лучше всего было увидеть эти черты у других. И животные подходили для этой цели, как нельзя, лучше. Каждый из видов животных, обладая ярко выраженной характером и свойством, помогал Человеку узнать и отыскать это качество в себе. Имена животных, таким образом, обозначали элементы, структуру человеческого характера. Оценивая животных, Адам лучше понимал всю обширность и разнообразие сил, составляющих его собственную сущность.[9]
Человек был квинтэссенцией возможностей животного мира, в нём было всё. Он не мог сказать, что есть некая черта, свойственная животному, которой бы он сам не обладал, и которую не мог бы использовать себе во благо.[10]
На самом же деле человек наделён четырьмя свойствами земных тварей и четырьмя — ангелов. Человек питается и оправляется, как животное, размножается подобно им, а также умирает, как и все земные твари. Но зато человек выпрямлен, как небесные создания, он говорит, подобно ангелам служения. Человек обладает способностью к абстрактному мышлению (даат) и, наконец, его зрение качественно отличается от того, как видят животные.[11]
Не только живые существа были приведены на суд и оценку Человека. Ему дано было право окинуть взглядом весь мир, все части суши, все уголки земли, все виды земной поверхности. Те из них, которые он назвал пустыней, такими и стали, если обозначил местность пригодной для обитания человека, там впоследствии были основаны человеческие поселения.[12]
Разобравшись в других, Человек смог оценить себя. Тогда стало ясно и другое. Для осуществления своей задачи в мире, Адам нуждался в равноценном помощнике, а среди животных подходящего существа не нашлось, они пребывали на совершенно иной духовной ступени.[13]
В самом названии человека — «Адам» — отражена его двойственная природа. Если не находит в себе сил оторваться от животной сущности, от приземлённого взгляда на мир, то на первый план выступает производное от «адама» — земля. Если же ощущает себя возвышенным существом, в котором главное — духовная пища и связь с Творцом, то слово «адам» — сродни корню «димайон» — «подобие», как сказано[14]: «Эдамэ леэльон» — «уподоблюсь Возвышенному».
Но Адам пошёл ещё дальше. Он не только нарёк имена животным и явлениям, не только осознал и отыскал правильное определение самого себя. Первый Человек, ощутив глубокое значение языка, его силу и влияние, сумел дать определение самому Создателю. Именно тогда Адам произнёс сущностное четырёх буквенное Имя Творца, приблизительно обозначающее «Сущий», «Предвечный».[15]
[1] Даат Софрим.
[2] Абарбанель
[3] Хизкуни
[4] Пиркей де Раби Элиэзер, 13, 5-6, объяснение Маарзо — раби Зеева Вольфа Эйнъорна.
[5] РиБА, раби Йеуда бен Элиэзер
[6] Тур
[7] Мальбим, Берешит,2,19-20
[8] Рабейну Бхайе
[9] Мальбим.
[10] Там же. Торат Ор.
[11] Берешит Рабо, Матнот кэуна.
[12] Мидраш а-Гадоль
[13] Даат Софрим.
[14] Ишаяу, 14, 14.
[15] Хизкуни
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»