Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сравнение мнений Рамбама (Маймонида) и Рамбана (Нахманида) о наказании «карет»

Слова Рамбана

Выше мы привели слова Рамбама о том, что воздаяние злодею было раскрыто в Торе, и оно состоит в наказании «карет». И как Рамбам приводил источник этой основы в Торе: «И слова Писания, указывающие на эту основу, — то, что сказано: “Теперь же, если понесешь грех их, а если нет — сотри меня”, и ответил ему Господь: “того, кто согрешил мне, сотру из книги Моей”, значит, Он знает того, кто служит Ему, и того, кто грешит против Него, чтобы воздать награду первому и наказать второго».

И так Рамбам пишет в свое послании: «И мы объяснили, опираясь на слова Торы, согласно с тем, как их истолковали наши мудрецы, и все это для того, чтобы разрешить великое сомнение, могущее возникнуть у того, кто решит, что в Торе нет указания на воздаяние и наказание в будущем мире в явном виде. Ибо Тора указала на предел наказания, состоящее в исторжении души из будущего мира. И это те же самые вещи, о которых мы долго и подробно говорили в нашем сочинении о законах покаяния» (Послание о воскресении мертвых).

И следует задать вопрос, почему о воздаянии праведника не сказано открыто, а именно о пребывании его души в жизни будущего века?

И написал об этом Рамбан: «И знай, и разумей, что “карет”, про который говорится в отношении души — есть великое упование на пребывание души после смерти и на доброе воздаяние в мире душ, ибо когда Всевышний говорит: “И исторгнется душа та из народа ее” (Бемидбар 15:30), “И исторгнется душа та передо мной” (там же 22:3), то это указывает на то, что грешная душа исторгнется за грех свой, а другие души, которые не согрешили, будут пребывать перед Ним в высшем сиянии, и потому Он поясняет: “душа та, грех ее в ней” (Бемидбар 15:31), ибо тот грех, который в ней, уничтожает ее.

Смысл же всего этого в том, что душа человека есть свеча Бога, вдунутая в ноздри наши из уст Всевышнего и дыхания Вседержителя, как сказано: “И вдунул в ноздри его душу живую” (Брейшит 2:7) — и получается, что она, будучи самой по себе бессмертной, не состоящей из элементов так, чтобы ее разложение на них было возможным, и была бы у нее причина для возникновения и уничтожения, подобно составным творениям, но ей положено пребывание в вечности, подобно пребыванию бесплотных разумов.

Поэтому нет нужды Писанию говорить о том, что душа пребудет нетленной в заслугу заповедей, но говорит лишь о том, что в наказание за грехи обезобразится, осквернится и будет исторгнута из положенной ей вечности, и потому такое слово избрала Тора для обозначения этого — “карет” (“отсечение”), подобно тому, как ветку отсекают от дерева, в котором находятся ее корни, и об этом сказали наши мудрецы: ““из народа ее” — народ же ее пребывает в мире” (Сифри гл. Шлах 112), ибо “карет” для грешной души указывает на нетленность других душ, которые не согрешили, и они и есть “народ ее, пребывающий в мире”» (Комментарий к книге Вайикра, 18:29).

Пребывание души в вечности есть естественная вещь для нее, ибо ее природа выше природы элементов, и как объясняет Рамбан, комментируя стих (Брейшит 2:7): «“И вдунул в ноздри его душу живую” — здесь намекает нам Писание на величие души, ее происхождение и тайну, ибо, говоря о ней, упомянуло полное Имя Бога, и сказало, что именно Он вдунул в ноздри человека душу живую, сообщая этим, что душа в человеке имеет происхождение не из элементов, как оно намекнула, говоря о физической душе животных (там же 1:20), так же не происходит она от бесплотных разумов, но она есть дух Великого Бога, из уст Его знание и разум, ибо тот, кто дует в ноздри другого, дает ему от своего дыхания, и об этом сказано: “Дыхание Вседержителя устроило их” (Иов 32:8)».

И потому в природе ее заложено вечное существование: «И по этой причине не пояснил учитель наш Моше в Торе, что награда за заповеди есть награда в мире душ, ибо это есть вещь естественная, ибо нет уничтожения для бесплотного разума… и поскольку нетленность души есть вещь очевидная и естественная, а “карет” (“исторжение”) — вещь чудесная, понадобилось ему открыто говорить о “карете”» (Конец речи «Торат А-шем тмима»).

Слова Рамбама о сущности «карет»

Однако, Рамбам писал не так, а именно, что «карет» также является естественной вещью, ибо вот его слова в послании о воскресении мертвых: «И не вынес их за пределы событий этого мира в воздаянии и наказании, и за пределы вещей, заложенных в природе, а именно пребывание души или ее исторжение, о которых мы говорили, то есть, будущий мир и “карэт”».

Здесь он следует своему мнению в нескольких местах, где он пояснил, что душа злодея истребляется подобно скотине: «Ибо человек, преследующий свои страсти, отдающий преимущества вещам чувственным над разумными, переводящий свой разум на свои страсти, пока не станет подобен скотине, которая не представляет в своей душе ничего, кроме еды, питья и полового сношения, тогда божественная сила, т.е. разум, никак не узнается в нем, и становится похожа на какое-то отрезанное существо, плавающая в море первичной материи, а море первичной материи есть хаос» (Предисловие к Мишне).

Так он пишет и в законах о покаянии: «Расплата же со злодеями состоит в том, что они не удостоятся той жизни, но будут истреблены и погибнут, и каждый, кто не удостаивается этой жизни, есть мертвец, который никогда не будет жить, но истребляется за свое злодейство и погибает, как скотина, и это “карет”, о котором говорит Тора, как сказано: “исторгаясь, исторгнется душа та”, и говорит об этом Предание: “исторгаясь в этом мире, исторгнется из будущего мира”, т.е. та душа, которая отделилась от тела в этом мире, не удостоится жизни в будущем мире, но исторгнется из будущего мира также» (Законы о покаянии 8:1).

Но истина в том, что здесь нет спора вообще, ибо без сомнения, «карет» не есть нечто естественное для души, самой по себе, ибо она взята из источника жизни, как объяснил Рамбан. Но в силу свободного выбора человеку дана возможность создавать свою сущность. Этот злодей, который пошел против своей души и дал силы своему телу, чтобы превозмочь душу, для него естественно, с точки зрения той сущности, которую он создал в себе, быть отторгнутым от источника жизни. И как сказал рабейну Йона а-Хасид: «И знай, что душа злодея, все желание которой состоит в телесных удовольствиях его физической жизни, и она отдалилась от стремления к служению Творцу и отошла от своего источника, по смерти его опустится в землю, туда, куда были направлены ее желания, и станет природа ее подобной праху, который спускается, но не поднимается… И еще сказано: “Кто знает, дух человеческий поднимается ли вверх, а дух скотины опускается ли вниз в землю”… “Дух скотины” — это злодеи. И не может человек сказать, что сомнение было в душе человеческой, поднимается ли она вверх, ибо Писание говорит: “А дух вернется к Богу, который дал его” (Коэлет 12:7). Да и относительно духа скотины, как возможно сомневаться, опускается ли он вниз, ведь дух скотины взят от земли, как же он может подняться?! И объясняется в Торе, что душа человеческая есть высшее творение, ибо про душу скотины сказано, что она от земли, как сказано: “Произведет земля душу живую по роду ее” (Брейшит 1:24), а про душу человека: “И вдунул в ноздри его душу живую” (там же 2:7). Поэтому душа человеческая поднимается вверх после смерти тела, ибо все вещи возвращаются к своему источнику» (Шаарэй Тшува, шаар 2, 18).

Хотя душа праведника по своей природе поднимается к своему источнику, душа злодея (будучи взятой оттуда же) опускается в прах, как скотина, источник которой там, ибо такую сущность создал он для себя, а «все вещи возвращаются к своему источнику».

В любом случае, Рамбам также считает, что награда души есть вещь более естественная, и потому в Торе есть указание только на наказание «карет», а не на награду в будущем мире.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»