Из цикла «Алаха и домашние животные», темы: Домашние животные, Алаха, Животные
Талмуд (Брахот 40-a и Гиттин 62-a) постановляет, что человек не должен есть, не накормив прежде своих животных. Источником этого закона является стих: «И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться» (Дварим 11:15) — Тора сначала говорит о пище для скота, и лишь потом — о пище для людей. Существует, однако, спор, является ли данное правило всего лишь рекомендацией, или же — законом в полном смысле этого слова. Говоря о том, сколь важно бывает делать больше, нежели того требует Тора, Рамбам (Гильхот Авадим 9:8) приводит два примера:
1.Мудрецы прошлого давали своим рабам ту же еду, которую сами ели.
2. Мудрецы прошлого кормили рабов и животных до того, как сами садились есть.
Из этого очевидно, что Рамбам видел в вышеприведенных словах Талмуда всего лишь рекомендацию.
Однако Маген Авраам (комментарий на Шульхан Арух, Орах Хаим, 167:18), утверждает, что мнение Талмуда, запрещающее человеку есть до того, как он покормил своих животных — это галаха. (В другом месте (271:12) он приводит мнение, что в речь идет даже о запрете из Торы. Однако Биур Галаха (167:6) показал, что это мнение было отвергнуто р.Моше Иссерлесом и другими авторитетами). Аналогичным образом, Хайей Адам (45:1), Мишна Брура (167:40), и Арух а-Шульхан (167:13) приводят этот запрет в качестве закона. Стоит заметить, что большинство авторитетов ограничивают запрет собственно едой, разрешая человеку напиться до того, как его животные накормлены.
Хотя некошерное запрещено в пищу, в большинстве случаев из некошерной пищи можно извлекать выгоду. Однако касательно смеси мясного с молочным, запрещено не только есть ее, но и извлекать из нее любую выгоду (Хуллин 115, Йоре Деа, 87:1). По мнению большинства авторитетов, кормление животных (даже совершенно «бесполезных») является, с точки зрения галахи, видом удовольствия — поскольку большинство людей испытывают удовольствие, когда кормят животных. Удовольствие же считается разновидностью «выгоды», которую из смеси мясного и молочного запрещено извлекать.
Однако запрет «выгоды» распространяется только непосредственно на то, что запрещено Торой — т.е. на мясо кошерных домашних животных — и, соответственно, не распространяется на птицу и дичь, свареные в молоке некошерных животных. Существует давний спор относительно того, распостраняется ли запрет «выгоды» на случаи, когда в молоке было сварено мясо кошерного животного, зарезанного не по галахе. Рамбам в комментарии к Мишне (Kритот 3:4) пишет, что если мясо запрещено из-за неправильного убоя, то оно не может быть запрещено еще из-за чего-то иного («эейн исур халь аль исур»). Данный спор не является сугубо теоретическим, поскольку, в отличии от смеси мяса и молока, еврею разрешено излекать выгоду из трефного мяса (запрещенного в пищу). Следовательно, согласно мнению Маймонида, можно кормить домашних животных смесью некошерного мяса и молока. Однако многие галахические авторитеты не согласны с позицией Маймонида. Поэтому лучше избегать подобной практики, тем более, что, возможно, речь идет о запрете из Торы.
В течение Песаха запрещено извлекать любую выгоду из квасного («хамец»). Поэтому в Песах запрещено давать животным пищу, содержащую хамец. Запрещено так же просить нееврея кормить животных хамцом, поскольку тем самым из хамца все равно извлекается выгода — тем, что животные накормлены (Шулхан Арух 448:17). Однако если животное необходимо кормить хамцом, можно временно продать его нееврею, который будет кормить его хамцом у себя дома (дабы продажа была галахически действительной, лучше оформить ее через компетентного раввина). В течение Песаха запрещено так же владеть хамцом. Соответственно, корм для животных, содержащий хамец, необходимо продать вместе с остальным хамцом нееврею.
Ашкеназские евреи, которые не едят в Песах китниет (например, рис), могут извлекать из них выгоду. Соответственно, ашкеназские евреи могут в Песах давать своим животным китниет.
Перевод с английского:
Евгений Левин, Израиль, март 2005
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»