Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Очевидно, что заповедь почитания родителей можно нарушить словами, речью. А можно ли ее выполнить словами?

1. Каким образом [выполняют заповедь уважения родителей] словами? С родителями нужно говорить мягко и уважительно, как разговаривают с царем. Пусть человек говорит с ними стеснительно, и [конечно] не огрызается на них. Но человек не обязан говорить с отцом в третьем лице, но можно говорить и во втором лице, так как этим он показывает близость. Поэтому можно обращаться к отцу "Аба" (отец) или на ты, и т.п. Говоря с другими людьми, можно упоминать родителей словами мой отец или моя мать. Даже когда человек разговаривает с другими людьми, и при этом присутствуют его отец или мать, он должен говорить тихо и вежливо, а не раздражительно с кислой миной.

2. Тот, кто дает отцу еду или питье, главное давать ему с приятным выражением лица, т.к. даже если человек кормит отца каждый день жирным мясом, но показывает ему злое лицо, получит за это наказание. Также и наоборот, если человек заставляет отца толочь зерно, но делает это ради того, чтобы спасти отца от того, что еще хуже[1], и он объясняет отцу, почему так приходится сделать, и отец соглашается, что так лучше для него, сын получит за это [хорошую] участь в Будущем мире. Поэтому, когда родители приезжают остановиться у детей, нужно их принять с радостью и улыбкой, и также нужно научить домочадцев.

3. Если человек видит, что отец или мать волнуются, пусть он попытается их успокоить и утешить, чтобы они обрадовались. И следует сыну не сообщать родителям ничего, что их расстроит, кроме как если им обязательно нужно это знать. 

4. Если сыну что-то нужно в городе, и он знает, что это могут сделать ради его отца, даже если это сделают и ради него самого тоже, пусть он не говорит: "Сделайте ради меня", но пусть скажет: "Сделайте это ради моего отца", чтобы этим прибавить славу отцу. Но если он вначале не говорит, чтобы сделали что-то ради него, а просто просит что-то сделать, то он не обязан просить ради отца. А если наоборот, отца в этом месте не считают важным, тогда пусть сын не просит, чтобы сделали ради его отца, и тем более если у отца в этом месте есть ненавистники.

5. Некоторые считают, что предыдущий закон относится и после смерти отца, и если сын знает, что ради его отца ему что-то сделают, должен упомянуть отца при просьбе, но другие говорят, что после смерти этот закон не относится.

6. Предыдущий закон относится, когда сын говорит с людьми, чтобы этим увеличилась слава его отца, но когда сын молится Всевышнему, ему не имеет смысла говорить: "Сделай это ради моего отца". И когда сын молится за больного отца, пусть он не называет его уважительными титулами, типа "Мой отец, мой учитель, корона на моей голове", но пусть просто скажет: "Твой слуга, мой отец такой-то сын такой-то". И так же, когда он молится за мать, пусть скажет: "Твоя служанка, моя мама, такая-то, дочь такой-то".

7. Сын должен быть осторожен, чтобы не разговаривать раньше отца, кроме как если отец сам так хочет, или если сын полагает, что слова отца приведут к его посрамлению, и сын хочет это предотвратить.  Пусть сын не перебивает отца или мать.

8. Сын не должен напоминать родителям то хорошее, что он им сделал.

9. Тот, кто встретил мать на рынке, и она хочет с ним поговорить, он не может уйти, хотя Талмуд[2] советует не разговаривать на рынке даже с женой, дочерью или сестрой, в случае мамы сын не может повернуться и уйти. Также можно ходить вслед за мамой на рынке, и это не попадает под запрет не ходить вслед за женщиной, тем более в наше время, когда мы больше привыкли к присутствию женщин. Поэтому, сын может пропустить маму перед собой на автобус, и это не попадает под запрет ходить за женщиной.

10. Сын должен быть осторожным, чтобы не клясться жизнью отца или матери, и это часть мицвы их уважения.

11. Отец не может разрешить сыну говорить в свою сторону издевки и проклятья[3].

12. Если отец болеет склерозом, и сын готов держать его у себя дома, но он знает, что не сможет себя удержать, чтобы не кричать иногда на отца, когда тот сделает какую-нибудь глупость, по некоторым мнениям, если отцу лучше жить у сына, несмотря на то, что сын иногда будет срываться, пусть он живет у сына. Ведь это лучше для отца, и Тора хочет, чтобы отцу было лучше. И пусть сын постоянно молится чтобы не срываться, и если все-таки он сорвется, чтобы Всевышний его простил. Но все-таки лучше по закону в подобной ситуации чтобы сын послал отца в дом для престарелых.


[1] Например, чтобы отца не призвали в армию.

[2] В те времена, было необычным для мужчины говорить с женщиной на улице, и его могли заподозрить в чем-то неприличном. В наше время мало кто это соблюдает.

[3] В смысле, хотя отец может освободить сына от положительной части уважения, он не может разрешить сыну вести себя с ним грубо.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»