Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Свадьба богача

Я слышал про нашего учителя из Амшинова, что когда к нему приходил молодой человек, студент ешивы, и говорил: «Святой учитель, я хочу стать твоим хасидом», — тот неизменно отвечал: «Прежде чем ты решишь стать моим хасидом, я обязан рассказать тебе историю про нашего святого учителя раби Зушу из Аниполи (из украинского села Аннополи)…»

Все мы знаем, что жизнь у раби Зуши была очень тяжелой, но несмотря на это, он всегда был наполнен радостью. Его вера, его умение полагаться на Вс-вышнего — кто еще достиг того же уровня, что Реб Зуша?

Реб Зуша ни разу за свою жизнь не произнес слова «я». Есть только один «Я»: «Я — Вс-вышний Б-г твой!» Когда он говорил про себя, он говорил «Зуша».

В Аниполи было два духовных руководителя: Реб Зуша и еще один раввин. Реб Зуша жил в радости, а тот раввин был сердитым человеком. Вы знаете, друзья, если человек всегда погружен в злость или грусть, ему даже самого себя терпеть бывает сложно.

Однажды ночью он подумал: «Сил больше у меня нет. Что мне делать с собой?!» Раввин дождался середины ночи, чтобы его точно никто не увидел, вышел из своего дома и постучался в дверь к Реб Зуше. Пришел к нему и говорит:

— Не понимаю я тебя, Реб Зуша! Откуда ты берешь радость, если у тебя такая тяжелая жизнь?! А у меня всего достаточно, но при этом я все время сержусь, тоскую и злюсь… Как мне исправить это?

Вот что Реб Зуша ответил ему:

— Зуша тебе сейчас объяснит. Начнем со свадьбы богача Мойшеле, которая была на прошлой неделе. Он на свадьбу своей дочери позвал всё местечко. Ты помнишь, Мойшеле прислал к тебе человека, чтобы пригласить тебя? Он провозгласил тогда: «Мойшеле приглашает тебя на свадьбу своей дочери!» А ты ему ответил: «Дай мне сначала посмотреть список приглашенных».

Ты взял список, увидел, что твое имя там идет четырнадцатым номером, и подумал: «Я иду под номером 14? Я — раввин?! Я должен быть первым в списке! Если он меня внес под номером 14, то я приду… с опозданием!» Так ты решил…

И вот ты пришел с большим опозданием на свадьбу, а там все сидят и едят, и нет для тебя свободного места за почетным столом. Ты сел за стол где-то в стороне, сидишь и злишься на жениха и невесту, на свою жену и на самого Вс-вышнего, еще злишься на родителей жениха, на родителей невесты — в общем, ты злишься буквально на всех.

Вдруг подходит к тебе богач Мойшеле, и видит, как ты — раввин — сидишь один в сторонке, и обращается к тебе: «Учитель наш, рабби, мы ждали тебя! Как жаль, что ты не пришел вовремя — так что пришлось другому человеку провести церемонию свадьбы. Садись, пожалуйста, на почетное место!»

Но к этому моменту за почетным столом не было ни одного свободного места, так что Мойшеле дал раву стул и посадил его за почетный стол — но снова сбоку, за чьей-то спиной. Разносчик подает кушанья — но он не видит тебя, рав! И вот все получили еду, кроме тебя.

Мойшеле оглядывает зал и видит, что ты сидишь с пустой тарелкой. Ну, а ты в это время последними словами ругаешь несчастного разносчика. Мойшеле говорит: «Минуточку, рабби, я сейчас принесу еду!» Но дело в том, что еды уже не осталось. Тогда богач Мойшеле бежит на кухню и начинает там собирать остатки от разных блюд. В конце концов он приносит тебе полную тарелку, и ты видишь, что половина того, что там находится, явно было кем-то недоедено. Ты заводишься еще больше: «Какой наглец! Что он мне принес!»

Тем временем, трапеза подходит к концу, и остается еще одна почетная обязанность: ты же раввин, так что в благодарственной молитве после трапезы ты скажешь традиционные свадебные «семь благословений». Ты сидишь и ждешь, когда к тебе подойдут и окажут тебе причитающиеся почести. Но богач уже забыл про тебя: вести благодарственную молитву он предлагает кому-то другому, да и семь благословений тоже произносят другие люди. Ты возвращаешься домой недовольный и злой. Ты поносишь жениха, невесту, их родителей и всех их предков вплоть до Авраама-авину и Сары. Ругаешь всех и каждого, кто живет на белом свете.

А вот Зуша поступил совсем иначе. Когда посланник богача Мойшеле явился к Зуше в дом и объявил, что богач приглашает его на свадьбу своей дочери, Зуша спросил недоверчиво: «Ты уверен, что приглашаешь именно Зушу? Никогда Зуша не сделал для него ничего такого, чтобы он его пригласил… Достоин ли Зуша?» Посланник уверил Зушу: «Да-да-да, богач Мойшеле приглашает тебя».

Тогда Зуша подумал: «Какой праведник этот Мойшеле — приглашает меня, хотя нет за мной ничего, что сделало бы меня достойным этого приглашения. Но если он приглашает меня — я должен показать ему, как я ценю его хорошее отношение». Зуша пришел за несколько часов до хупы и спросил, чем может помочь. Зуша провел свадебную церемонию, Зуша сидел за столом, Зуша вел молитву после трапезы, Зуша принял участие в чтении «семи благословений». Зуша вернулся домой, любя весь мир: свою жену, своих детей, весь народ Израиля.

Разве ты не видишь? Ты хочешь всего — и не получаешь ничего. Зуша не хочет ничего — но получает всё.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»