Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
С момента сотворения неба и земли ни один человек не седел, пока это не случилось с Авраамом

Семь чудес были сотворены в этом мире, подобных которым еще не было.

Первое чудо: С момента сотворения неба и земли ни один человек не спасся из огненной печи, пока не пришел наш праотец Авраам и не спасся. Все цари земные увидели это и удивились, ведь такого еще не случалось, как сказано: «Я — Бог, который вывел тебя из Ур-Касдима»[1].

Второе чудо: С момента сотворения мира не было такого, чтобы 90-летняя женщина родила, как это случилось с Сарой, как сказано: «Разве 90-летняя Сара родит?!»[2] Все цари земные увидели это, и удивились, и не могли поверить. Тогда Бог сделал так, что у матерей не стало молока, и все они приносили своих детей Саре, чтобы она их кормила, как сказано: «И узнают все деревья в поле»[3] — это все народы мира, «что Я, Бог, принизил высокое дерево»[4] — это Нимрод (который бросил Авраама в огонь), «поднял низкое дере-во»[5] — это Авраам, «высушил сочное дерево»[6] — это женщины других народов, «и сделал цветущим дерево сухое»[7] — это Сара. И все приносили ей младенцев для кормления, как сказано: «Будет кормить сыновей Сара»[8].

Третье чудо: С момента сотворения неба и земли ни один человек не седел, пока это не случилось с Авраамом. Все удивлялись, ведь никто

ни разу не видел человека, который так выглядит. Откуда известно, что Авраам поседел? Сказано: «А Авраам стар»[9].

Сказал раби Левитас из Явне: как корона украшает голову царя, так и седины украшают стариков, как сказано: «Слава юношей — их сила, а украшение стариков — седина»[10].

Четвертое чудо: С момента сотворения неба и земли ни один человек не болел. А когда приходило чье-то время умереть, независимо от того, где человек находился, он чихал, и его душа вылетала из его ноздрей. Так продолжалось, пока Яаков не попросил у Бога милосердия и не сказал: «Владыка мира! Не забирай мою душу, пока я не дам завета своим сыновьям и всем домочадцам» (то есть неожиданно). И Бог выполнил его просьбу, как сказано: «И было после этого, и сказали Йосефу: “Твой отец болен”»[11]. Все цари земные услышали об этом и удивились, ведь такого не было с момента сотворения неба и земли. Поэтому, когда человек чихает, он должен сказать: «Жизнь!», ведь признак смерти обернулся жизнью, как сказано: «От чихания его разольется свет»[12].

Пятое чудо: С момента сотворения неба и земли воды моря не превращались в сушу, пока не вышли сыны Израиля из Египта и не прошли через море. Все цари земные содрогнулись, ведь раньше такого не случалось, как сказано: «Услышали народы — затрепетали»[13].

Шестое чудо: С момента сотворения неба и земли — ни луна, ни звезды, ни созвездия, светившие над землей, не меняли своих маршрутов и не перемешивались друг с другом, пока это не произошло во времена Йеошуа. Когда битва с царями эморейскими происходила в канун шабата, Йеошуа не хотел, чтобы сыны Израиля нарушили шабат, продолжая сражаться. Кроме того, колдуны эмореев пытались воздействовать на звезды, чтобы остановить евреев. Йеошуа воздел руки к солнцу, луне и звездам и произнес особое имя Бога. Все небесные тела остановили свой ход на 36 часов, до исхода шабата, как сказано: «И остановилось солнце, и луна встала, пока

не победили врагов»[14], и сказано: «И не было дня, подобного этому, и не будет, чтобы Бог послушался человека»[15]. Все цари земные услышали об этом и удивились, ведь раньше такого не бывало.

Седьмое чудо: С момента сотворения неба и земли не было такого, чтобы заболевший человек выздоровел, пока это не произошло с царем Иудеи Хизкияу, как сказано: «В ту пору Хизкияу смертельно заболел»[16]. Он стал молиться: «Молю тебя, Всевышний! Вспомни, что ходил Я пред Тобой верно и всем сердцем»[17]. Бог принял его молитву, как сказано: «Я добавлю тебе 15 лет жизни»[18]. Хизкияу сказал: «Владыка мира! Пошли мне знамение!», как сказано: «Каким будет знамение, что поднимусь я в Дом Бога?»[19] Ответил ему Бог: «Твой отец Ахаз гадал по звездам и поклонялся всем небесным телам. Солнце скрылось от него и село на западе на 10 ступеней раньше времени. Если хочешь, оно может спуститься еще на 10 ступеней». Сказал Хизкияу: «Владыка мира! Пусть лучше солнце вернется назад на те 10 ступеней, на которые спустилось раньше, и вернется на место», как сказано: «Пусть тень вернется на 10 ступеней назад»[20]. Все цари земные удивились, ведь раньше такого не было, и отправили посланцев, чтобы увидеть знамение, как сказано: «…и послы Вавилона, посланные к нему, чтобы узнать о знамении»[21].

Увидел Хизкияу посланцев из Вавилона и возгордился. Он показал им все сокровища царей Иудеи и все сокровища Храма. Более того, он открыл ковчег, который находился в Святая Святых, и, находясь снаружи, они видели скрижали в открытом ковчеге. Хизкияу сказал гостям: «С этим мы выходим на войну и побеждаем», как сказано: «И обрадовался им Хизкияу, и показал им сокровищницу свою»[22]. Всевышний разгневался на него и сказал: «Тебе было недостаточно показать им все сокровища Храма и все сокровища царей Иудеи?! Ты еще и открыл перед ними созданные Мной скрижали! Клянусь тебе, что они придут

войной и заберут все сокровища царей Иудеи и Храма!», как сказано: «Вот грядут дни, когда унесет он всё, что в доме твоем»[23]. «А за скрижали заберут твоих сыновей служить во дворце царя Вавилона», как сказано: «А сыновья твои. будут слугами во дворце царя Вавилона»[24]. Речь идет о Даниэле, Хананье, Мишаэле и Азарье, которые стали евнухами во дворце царя Вавилона и не оставили после себя потомства. О них сказано: «Так сказал Бог евнухам, которые соблюдают шабаты. и дам Я им в доме Моем и в стенах Моих память и доброе имя, лучше сыновей и дочерей, имя вечное»[25].


[1] Берешит 15:7.

[2] Берешит 17:17.

[3] Йехезкель 17:24.

[4] Йехезкель 17:24.

[5] Йехезкель 17:24.

[6] Йехезкель 17:24.

[7] Йехезкель 17:24.

[8] Берешит 21:7.

[9] Берешит 24:1.

[10] Мишлей 20:29.

[11] Берешит 48:5.

[12] Иов 41:10.

[13] Шемот 15:14.

[14] Йеошуа 10:13.

[15] Йеошуа 10:14.

[16] Мелахим II 20:1.

[17] Мелахим II 20:2.

[18] Мелахим II 20:6.

[19] Мелахим II 20:8.

[20] Мелахим II 20:10.

[21] Диврей а-Ямим II 32:31.

[22] Йешаяу 39:2.

[23] Йешаяу 39:6.

[24] Йешаяу 39:7.

[25] Йешаяу 56:4-5.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»