Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Делает ли способность выбирать человека подобным Творцу?

Царь

Способность выбирать относится к сущности человека, созданному по образу Бога. Это царственность, которой Творец поделился со своими творениями. Намек на это: моах (мозг) — сосуд системы нешама, лев (сердце) — сосуд системы руах, кавед (печень) — сосуд системы нэфэш, начальные буквы этих слов образуют слово МЕЛЕХ (царь). Структура человека в полный рост есть выражение его царственности. Она показывает, что человек может испросить совета (леималех) относительно своих желаний и своих поступков.

«Злодеи находятся во власти своего сердца: и сказал Эйсав в серце своем, сказал Наваль в серце своем, и сказал Йеровоам в сердце своем, и сказал Аман в сердце своем. Но у праведных сердце их во власти их, и об этом сказано: и вот она говорит к сердцу своему, и положил Даниэль на сердце свое, и сказал Давид сердцу своему, и тем подобны они Творцу их: и сказал Господь сердцу своему» (Эстэр Раба 10:3). Удивительно вдуматься в то, как сила выбора дает человеку власть над его сердцем, чтобы спросить совета у разума о каждом помысле, речи и действии, и в этом полнота уподобления человека своему Творцу: и подобны они Творцу их.

Здесь мы можем войти далее в глубину этой темы.

И подобны Творцу их. Часть 1

Разумеется, речь не идет о сущности Творца, ибо Он сокрыт более всех сокрытых и не объемлет Его мысль нисколько, как мы объясняли, говоря о первых основах веры. Речь здесь идет о высших качествах управления, через которые открылся в сотворенном мире его Зиждитель. И в этом состоит полнота достоинства человека: уподобляться путям Творца и быть орудием их. И как поясняет Рамбам: «И заповедано нам следовать этими средними путями, которые и есть пути благие и прямые, как сказано: “И путями Его ходи”».

Так мы учили, говоря о значении этой заповеди: »Как Он зовется милостивым, так и ты будь милостив. Как Он зовется милосердным, так и ты будь милосерд. Как Он зовется святым, так и ты будь свят. И в этом смысле называли пророки Бога всеми этими эпитетами: долготерпеливый, обильно благодетельный, праведный, честный, непорочный, могущий, крепкий и т.п., сообщая нам, что такие пути являются достойными и благими, и следует человеку вести себя сообразно им, и уподобляться Богу насколько ему это по силам… И так как этими именами назвался Творец, и они суть путь средний, по которому должны мы идти, называется такой путь — путь Творца» (Законы о нравах, 1).

Глубина этой идеи в том, что внутренняя структура человека есть эти принципы руководства. Отсюда проистекает обязанность прилепляться к этим качествам, и как сказал Рамак: «Должно человеку уподобляться своему Создателю, и тогда будет пребывать в тайне высшей формы: образе и подобии. Потому что если только телом своим будет подобен, а не своими делами, то выходит, что он не соответствует этой форме. Потому что главное в этой форме — действия, и в чем же польза от того, что органы человека подобны этой высшей форме, если действиями своими он не подобен Создателю своему» (Томер двора 1). И вдумайся в это хорошенько, а мы продолжим говорить об этой возвышенной теме.

И подобны Творцу их. Часть 2

«И из плоти своей узрю Бога» (Иов 19:26). «Велика сила пророков, ибо они уподобляют форму Всемогущего форме человека» (Бемидбар Раба 19:3).

Об этой теме мы много говорили, обсуждая основу веры в пророков. Надо снова вдуматься в то, что было объяснено там, чтобы понять то, о чем мы говорим здесь. Еще мы привели там форму структуры высших качеств, следует снова рассмотреть сказанное там. Было объяснено, что структура качеств делится на три уровня. Первый уровень: три первых качества — системы высшего мозга, высшей мысли: хохма (мудрость), бина (разумение) и даат (знание). Ниже их находятся верховные качества управления миром: хэсэд (добро), дин (строгость) и рахамим (милосердие). И ниже их находятся качества, претворяющие принципы управления в дела: нэцах (победа), од (слава), йесод (основание). И вплоть до качества, принимающего все это — это качество малхут (царственность).

И так мы объясняли выше, что таково и внутреннее строение всей человеческой сущности — тайна образа Бога, и отсюда проистекает его способность выбирать: власть системы мозга над чувствами и поступками. Как мы объяснили, в системе души (нешама) нет греха, грех лишь приводит к ее отделению от человеческого существа, так что она остается лишь внешним покровом его существа. В силах этой высшей системы исправить всю человеческую натуру, ибо она прилепляет его к воле Творца, через постижение Торы и исполнение заповедей. Эта система чиста даже от крупицы материи, в ее силах возвысить человека над низкими страстями, находящимися в системе нэфэш, и над грехами качеств, находящихся в системе руах. Если она властвует над всеми делами человека, тогда его структура становится образом Бога, Элоким в значении «судья». Он избирает благо, и делает его властвующим над всеми системами своей структуры. И вникни как следует в эти основы.

И более того, если мы вновь поразмыслим над тем, что было разъяснено о строении качеств, что они располагаются по трем линиям: левая сторона, правая сторона и средняя линия, тогда мы поймем, что здесь находится корень идеи решения выбора: решение разума между двумя сторонами.

И раскроем несколько более подробно: ведь каждая из сторон есть одна из линий: правая сторона — добро, а левая — суд. Это архетипы качеств управления, как в сторону святости, так и, да не будет, наоборот. И как известно, что качества в святости являются корнем любви к Богу и трепета перед Ним. А в стороне нечистоты — это корни страстей и гнева, прародителей качеств нечистоты. И здесь появляется вес выбора, куда обратиться и как пользоваться этими качествами. А также, каков вес решения между качествами, и в какую сторону следует обратиться. И как сочетать эти качества, руководствуясь разумом. И полнота этой взвешенности — средняя линия, красота достойного управления. Все это дано человеку для выбора, и ему дана заповедь принимать разумное решение, все это относится к образу Бога (Элоким), и здесь находится сила судить. Все это присуще силе системы мозгов, это святая система, сосуд для души, которая находится во главе человеческой структуры, что говорит о ее назначении властвовать.

Это основа идеи образа Бога в человеке, в том, что касается свободы выбора. Человек выбирающий становится в тайный образ высшей формы, в полный рост, с решением разума между крайностями, и это растворяет все его качества, делая их достигающими цели единения с Богом. Разум взвешивает и разум принимает решения, в соответствии с заповедями Торы.

И так объясняет Мабит, говоря об обязательной вере в наказание и награду, проистекающей из понимания величия человеческого достоинства в обладании свободой выбора:

«Так как написано про творение человека: и сотворил Бог человека по образу Его, по образу Бога сделал его — то из этого следует, что он обязан быть схож с Ним в своих добрых делах, в справедливости и честности во всех своих поступках и качествах, которые проистекают из его органов и ощущений, которые были созданы в нем по образу Бога, ибо “по образу его” указывает на образ человеческих органов, а “по образу Бога” указывает на то, что проистекает из них, а именно, действия и качества, что они должны походить на действия и качества Всевышнего, так же, как человек похож на него своими органами, в переносном смысле, ибо Господь называется “муж”, и упоминаются относительно Него органы: глаз, ухо, руки и ноги, и если так будет поступать, то полагается ему благая награда за то, что воздал достоинство и честь тому образу, по которому он сотворен, уподобляясь Всевышнему, ибо так он показывает свою несомненную веру в то, что дела Всевышнего без изъяна, и все пути Его справедливы… в отношении творений Его. А если не станет поступать так, то заслужит наказание за то, что наносит увечье образу, по которому он сотворен в подобии Всевышнего, и дает возможность открыть рот хулящему Небеса, что есть неправедность в делах Творца, как есть она в Его созданиях, и как сказано в Писании (там 32): “Твердыня, без изъяна деяния Его… испортился, не сыновья Ему из-за порока их…”, то есть, Твердыня, без изъяна Его деяния — это человек, которого Он создал, тем более, что он без изъяна и в том, что он творит и делает, показывая этим, что все пути Творца справедливы, что Он Бог верный, а если искажает свои дела, то он будто искажает и наносит увечье Небесам, и показывает, что люди не сыновья Ему из-за порока их.

И то же со стороны Творца с другой стороны, что вдунул в ноздри его душу живую, как написано: “и вдунул в ноздри его…”, и если так, то получается также, что он должен походить на Него в своих добрых делах, в справедливости и честности всего, что проистекает из его души, ибо она есть дуновение из уст Бога и взята из-под престола славы Его. И если поступит так, то полагается ему награда добрая, а если нет, то будет наказан, ибо наносит увечье душе, взятой из святого места, и делает душу, которая должна подниматься вверх, подобной душе скота, которая спускается вниз к земле» (Шаар а-йесодот гл. 42).

Высота достоинства человека, которым он отличается от скота, это разум, который дан ему, средний засов, решающий при взвешивании качеств управления — и подобны Творцу их.

Аргументы отрицающих свободу выбора проистекают не только из недостатка знания обо всех этих возвышенных вещах, но и из того, что они подобны «злодеям, которые во власти сердца своего». Наша обязанность, особенно в нашем поколении, когда это вероотступничество отрицания свободу выбора имеет власть и даже подкрепляется т.н. «наукой», по причине деградации поколений и пяты Машиаха — поколения пяток, когда образ человека понизился до земного праха, распространять это знание, тем самым превознося достоинство и ценность человека, сотворенного по образу Бога и уподобленного Творцу этим достоинством.

И подобны Творцу их. Часть 3

Есть ещё нечто, что открыли нам наши учителя, и здесь мы подходим к объяснению второй идеи, лежащей в основе «образа Бога» в человеке.

Имя Элоким указывает, что Он, благословенный, является Владыкой всех сил, как разъяснено в Туре, раздел Орах Хаим, симан 5. «Также подобно этому, если можно так сказать, сотворил Бог человека, и дал ему власть над сотнями тысяч сил и миров без числа, отдал их в руки его, чтобы он был вождем их и управлял ими, сообразно всем деталям его движений и поступков, речей своих и помыслов, и всех порядков своего поведения, как в добрую сторону, так и, да не будет, наоборот.» (Нэфэш а-Хаим, 1:3)

Удивительно вдуматься в это, сила выбора в человеке есть единственный фактор (по воле Творца), влияющий на мир, человек есть вождь — управитель всего творения.

»Ибо своими делами, речами и мыслями, если они добрые — он сохраняет и придает силу многочисленным силам и высшим святым мирам, добавляя в них святость и свет. Как написано: «И положу слова Мои в уста твои… распростирать небеса и основывать землю» (Йешая 51). И как сказали мудрецы: читай не «сыновья твои» (банаих), но «строители твои» (бонаих). Ибо они сооружают высшие миры, подобно строителю, который сооружает дом. И дают им большую силу. А если наоборот, да не будет, то своими делами и речами, если они не добрые — он разрушает, упаси Бог, многочисленные силы и высшие святые миры без всякой меры. Как сказано: «Разрушители твои и ломающие тебя…» (там 49). Или затемняет, или приуменьшает их святость и свет, да не будет. И добавляет силы в противоположную сторону в жилищах нечистоты, упаси Бог. Это то, что сказано: «И сотворил Бог человека по образу его, по образу Бога…», «Ибо по образу Бога сделал…» Ибо так же, как Он, благословенный, есть Бог, владыка сил, которые есть во всех мирах. И упорядочивающий их, и руководящий ими в любое время, как Ему угодно. Так же и по воле Своей отдал во власть человека, чтобы тот был открывающим и закрывающим многочисленные сотни тысяч сил и миров. И это в соответствии со всеми деталями его поступков во всех его делах, буквально в каждый момент и в любое мгновение» (там, гл. 3).

Эти вещи, кроме того, что они накладывают обязанности, еще и возвышают человека в постижении своего высокого достоинства и веса его поступков.

«И таково учение о человеке: да не скажет никто из сынов Израиля в сердце своем, да не будет: кто я такой, какая сила есть у меня производить моими никчемными делами что-либо в мире, но пусть поймет и узнает, и укрепит мысль в сердце своем, что все детали его дел и речей, и мыслей в каждый момент и любое мгновение, не исчезают, да не будет. Но сколь велики дела его, сколь весомы и высоки. Ведь каждое из них поднимается сообразно с корнем его и производит свое влияние в вышних мирах и блистающих светах. И действительно, мудрый человек, который поймет это по-настоящему, его сердце встрепенется внутри его, когда обратит взор свой на свои дела, если они не хороши, да не будет, сколь далеко простираются они, портя и разрушая даже легким прегрешением, да не будет. Вышний корень его дел и речей, и мыслей, делает его владыкой их сил, если можем так сказать» (там, гл. 4).

Такая сила дана лишь человеку — выбирающему — который своими действиями способен возвысить все творение или понизить его, да не будет. И в этом он больше ангела: «И таким образом можно объяснить смысл разницы между мнениями величайших ришоним: сын Израиля более велик, чем ангел, или ангел превосходит его. Каждый из авторов этих двух мнений приводит четкие доказательства в свою пользу из явных стихов Писания. Но согласно нашим словам выше все становится понятно, что и то, и другое мнение — слова Бога живого. Но они говорят о разных аспектах. Ибо, конечно, ангел выше человека. Как по самой своей сущности, так и по величию своей святости и возвышенности своего постижения. Нет никакого сравнения и подобия между ними вообще… Но в одной вещи есть большое преимущество у человека перед ангелами. И это возвышение и связывание миров и сил, и светов между этими двумя. И такой силы нет в принципе ни у одного ангела» (там, гл. 10).

Все это потому, что человек сотворен по образу Бога, по форме высших качеств, и в его структуре заключены все силы всех частей творения. «И в этом весь человек, каждая частная сила в котором соответствует определенному миру и силе из таинственной структуры всех сил и миров, упорядоченных, если можно так сказать, по форме структуры человека» (там, гл. 6). «И все это по той же причине, ибо ангел есть в сущности лишь одна конкретная сила, в которой не заключаются все силы вместе. И потому нет вообще способности и силы у ангела возвысить и связать, и соединить какой-либо мир с тем миром, что над головами их, ибо он не состоит из собрания этих миров. И даже возвышение самой сущности ангела до той ступени, где он связан с миром, который выше его, не зависит от него. Поэтому ангелы называются стоящими, как написано: “Серафими стоят” (Йешая 6). “И дам тебе ходящих меж этими стоящими” (Зхарья 2). Только лишь человек есть возвышающий, связывающий и объединяющий миры и светы силой своих поступков. Ибо он состоит из собрания всех. И тогда также ангел получает возвышение и добавляется святость к его святости в результате силы деяния человека, ибо ангел этот также заключается в человеке» (там, гл. 10).

Следует ценить и превозносить это высокое знание, которое открывает возвышенную сторону и высшую ценность силы свободного выбора человека. Особенно в нашем поколении, в котором есть занижение высокого достоинства человека и ценности его поступков.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»