Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча на тему греха злоязычия — лашон ара

Написано в Мидраше[1]: Мудрецы сказали про Мирьям (когда Мирьям и Аарон говорили про Моше — прим.): «Не давай своим устам ввести в грех твое тело» — не давай одному из твоих органов ввести в грех все другие. «. и не говори перед посланником» — это Моше, о котором сказано: «И отправил посланника и вывел из Египта», «…это ошибка» — что грех был совершен по ошибке, как сказано: «Ошиблись мы, сделали глупость»[2]. «Зачем будет гневаться Б-г на твой голос?» — те же слова, о которых сказано: «И воспылал гнев Б-га на них»[3].

Вот разъяснение этому:

Притча.

Рассмотрим два варианта злословия. Человек может злословить о ком-то, кто находится на более низком духовном уровне. У того человека могут быть разные недостатки, но говорящий о нем рассказывает другим не о них, а выдумывает ложь. Этим он причиняет большое зло тому, о ком говорит, и поступает как негодяй. А может быть так, что человек злословит о том, кто находится на более высоком духовном уровне, кто известен своей праведностью. В этом случае, даже если не ясно, правду он сказал или ложь, он уже показал себя негодяем, ведь он осмелился злословить о праведном человеке. Разница между этими вариантами в том, что в первом случае провинность говорившего в том, что он говорил ложь. Он может извиниться и сказать: «Я ошибся. Я был уверен, что сказанное про этого человека правда». Но во втором случае проступок человека уже в том, что он посмел подумать плохое о святом человеке. И это даже если он не лгал. Здесь он уже не может сказать: «Я ошибся», ведь как вообще он посмел открыть рот.

Смысл этой причти в том, что Всевышний сказал: «Но с рабом Моим Моше не так, во всем доме Моем он верен. Как же не побоялись вы говорить против раба Моего Моше»[4] — вы (Аарон и Мирьям) посмели наговорить на праведника Моше! А если вы скажете, что не знали, что он не совершил греха, то «Как же не побоялись вы говорить против раба Моего…» — как вы могли подумать, что праведник Моше совершил проступок. Об этом и сказано: «…и не говори перед посланником: “это ошибка”, то есть: “я ошибся, полагая, что это правда”». Ведь все равно: «Зачем будет гневаться Б-г на твой голос?» — тот голос, который злословил. Какая разница, была это правда или ложь?! Всевышний запретил любое злословие.


[1] Коэлет 16:5

[2] Бемидбар 12

[3] Бемидбар 12

[4] Бемидбар 12:7-8

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»