Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Дорогая ткань, которую отец дал портному, и ребенок, упавший в грязь

«И молил Моше Б-га. и сказал: Почему, Б-же, гневаешься Ты на народ Твой, который Ты вывел из Египта»[1].

Написано в Мидраше[2]: Сказано: «Люди легкомысленные возмутят город, а мудрецы отведут гнев»[3] - «Люди легкомысленные возмутят город» - это народ Израиля, который возмутил мир сотворенным им тельцом. Сказал рабби Асей: Нет поколения, которое не получает часть наказания за золотого тельца. «а мудрецы отведут гнев» - это Моше, который говорил в защиту народу Израиля и погасил гнев Всевышнего, как сказано: «И молил Моше Б-га». (То есть, Б-г не уничтожил евреев того поколения благодаря молитве Моше, но наказание, которое им полагалось, не исчезло. Б-г разделил его на будущие поколения - прим.)

Надо разобраться, что хотели сказать нам здесь мудрецы, и для чего привели стих из Мишлей. Проиллюстрируем это притчей.

Притча.

Один человек дал портному дорогую ткань, чтобы тот пошил одежду его сыну. Портной закончил работу к шабату, ребенок одел новую одежду, и пошел играть с друзьями. Во время игры его толкнули в грязь, и вся одежда испачкалась. А в тот шабат у отца мальчика были важные гости. И вот они сидят за столом, и тут вошел ребенок, и с одежды его капала вода. Отец очень рассердился, но из-за гостей помалкивал, и с нетерпением дожидался, когда они уйдут, чтобы задать сорванцу как следует. Один из гостей заметил, что отец очень недоволен и хочет наказать сына, и пожалел мальчика. Он обратился к хозяину дома: «Я вижу, что ты сердишься на сына. Но давай я расскажу тебе, как на самом деле обстояло дело. Я видел в окно, как твой сын шел учиться с книгой Талмуда в руках. Мимо проходил пьяный и толкнул его в грязь. Сам же ребенок ни в чем не виноват!» В чем разница между этим гостем и всеми остальными? Остальные гости могли помочь мальчику только пока оставались в доме, так как пока они не ушли, отец не стал бы разбираться с ним. Но как только они ушли бы, отец немедленно бы наказал сына. Но этот гость позаботился о том, чтобы даже когда он уйдет, отец не станет наказывать ребенка, так как гость убедил его, что ребенок не виноват в происшедшем.

Смысл этой притчи в том, что Моше, да покоится с миром, увидел, что у него есть возможность отменить наказание евреям тем, что сказал: «Зачем допускать, чтобы египтяне говорили: На беду вывел Он их, чтобы убить»[4]. Но этот довод мог спасти еврейский народ от наказания только в том поколении, пока египтяне живы. Египтяне уподоблены здесь мудрецами гостям в доме отца. Но когда те египтяне умрут, вина еврейского народа останется (как уже сказано, это наказание было разделено Б-гом на будущие поколения - прим.). Поэтому Моше надо было доказать, что изначально не нужно было сердиться на евреев. Поэтому он сказал: «Почему, Б-же, гневаешься Ты на народ Твой», хотя такие слова не подходят мольбе о милосердии. Обычно, когда мы молимся и просим простить, мы сначала признаем, что достойны наказания, ведь Всевышний не кривит судом. А затем мы просим Его о милосердии, а не возражаем: «Почему Ты гневаешься?» Ведь из этих слов следует, что мы считаем, что не заслужили гнева Всевышнего. И хотя у Моше уже был убедительный довод: «Зачем допускать, чтобы египтяне говорили», все же так не говорят.

Мне кажется, что наши мудрецы затруднялись понять эту молитву Моше, и поэтому привели стих: «Люди легкомысленные возмутят город, а мудрецы отведут гнев», чтобы объяснить, что поскольку еврейский народ возмутил мир сотворенным им тельцом, Моше пришлось искать лучший аргумент, чем: «Что скажут египтяне», и это было то, что он сказал: «Почему Ты гневаешься?»


[1] Шмот 32:11

[2] Мидраш Шмот Раба 43:2

[3] Мишлей 29:8

[4] Шмот 32:12

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»