Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда человек одет в праздничные одежды, он выглядит красиво и достойно. Так и сыны Израиля — пока на них были надеты короны с особым именем Б-га, они были достойными перед Б-гом, как ангелы. Но когда согрешили, Он разгневался на них.

Сказал раби Элазар бен Арах: когда Бог спустился, чтобы даровать евреям Тору, с Ним вместе спустились 600 тысяч ангелов, соответственно 600 тысячам еврейских мужчин, сколько тогда насчитывалось в народе. В руках у ангелов было оружие (против ецер а-ра — дурного начала) и короны. Они возложили короны с особым именем Бога на головы сынов Израиля. Все те дни, пока не сделали себе золотого тельца, евреи были на уровне ангелов. Над ними не властвовал ангел смерти, и им не требовалось справлять нужду, как другим людям. Но когда они согрешили, Бог разгневался на них и сказал: «Я желал, чтобы вы были предо Мной, как ангелы» — как сказано: «Сказал Я: “Вы — как духовные силы, как ангелы, все вы”[1]», — «теперь же. как люди, умрете»[2].

Сказал раби Йеуда: когда человек одет в праздничные одежды, он выглядит красиво и достойно. Так и сыны Израиля — пока на них были надеты короны с особым именем Бога, они были достойными перед Богом, как ангелы. Но когда согрешили, Он разгневался на них и сказал: «А сейчас сними с себя украшение свое, и буду знать Я, как поступить с тобой»[3]. И в ту ночь спустились 600 тысяч ангелов и забрали у 600 тысяч человек всё, что им дали. И евреи остались «обнаженными» (особый свет, который окутывал евреев до греха, оставил их, как оставил Адама и Хаву, когда они согрешили) не по собственной воле, как сказано: «И остались сыны Израиля без украшений»[4]. Некоторые мудрецы считают, что из-за греха украшения упали с них сами.

Сказал раби Йеуда а-Наси: во всех местах в пустыне, где, согласно Торе, останавливались сыны Израиля, они делали себе идола, как сказано: «И сел народ есть и пить, и стали насмехаться»[5]. А затем «.сделали себе тельца»[6]. А в другом месте сказано: «И остановился Израиль в Шитим»[7], а затем: «И стал народ предаваться разврату с моавитянками»[8] — поклоняться идолу Пеору.

Сказал раби Йеуда: «Совет злодеев отдалил меня»[9]. Из-за совета, который Билам дал царю Мидьяна, погибли (от начавшейся в наказание за разврат эпидемии) 24 тысячи евреев. Билам сказал Балаку: «Вы сможете одолеть этот народ, только если он согрешит перед своим Богом». Тогда мидьянитяне поставили у еврейского стана торговые лавки. Евреи увидели наряжающихся мидьянитянок и стали грешить с ними. В свое время Шимон и Леви особенно ревностно выступали против разврата, как сказано: «Разве (стерпим, что) он поступил с нашей сестрой, как с блудницей?!»[10] Но предводитель колена Шимона не вспомнил, как вел себя его предок, и не выступил против развратного поведения сынов Израиля, а, наоборот, сам прилюдно вошел в шатер с мидьяни-тянкой, как сказано: «А имя убитого вместе с мидьянитянкой — Зимри… предводитель колена Шимона»[11]. Все остальные предводители колен, Моше, Элазар и Пинхас видели ангела смерти (началась эпидемия) и рыдали, не зная, что делать.

Когда Пинхас увидел, что Зимри публично вступил в связь с мидьяни-тянкой, он сильно взревновал за Бога. Он выхватил копье из руки Моше, побежал за Зимри и проткнул его и мидьянитянку одновременно, и копье прошло сквозь ее живот. За это Бог дал ему желудки приносимых в жертву животных. А за то, что Пинхас напряг свои руки, чтобы убить грешников, он получил предплечье (эти части от приносимых в Храме жертв отдавали коэнам, и они их ели). Пинхас упер копье тупым концом в землю, а острие, на котором были преступники, направил вверх, и преступники оказались подвешенными, мужчина сверху, а женщина ниже. Их щеки отодвинулись друг от друга, поэтому Бог дал Пинхасу щеки от приносимых в жертву животных, как сказано: «Должен отдать коэну предплечье, щеки и желудок»[12]. Он взял на себя роль судьи, как сказано: «И встал Пинхас, и свершил суд (вайефалель)»[13]. Это подобно сказанному: «И заплатил столько, сколько постановил суд (натан биф-лилим)»[14]. Пинхас заставил тех молодых людей, которые согрешили, протащить убитых по всему стану, чтобы народ увидел и устрашился. Всевышний увидел, что сделал Пинхас, и остановил эпидемию, как сказано: «.и прекратился мор»[15].

Сказал раби Элиэзер: Всевышний поменял имя Пинхаса на имя Эли-яу из Гилада, да будет упомянут добром, и благодаря ему евреи раскаивались в своих грехах, и сказано: «Союз Мой был с ним, благословение и мир»[16]. Всевышний дал Пинхасу жизнь в этом мире и в будущем, дал ему и его потомкам награду среди праведников и сделал его и его потомков коэнами навечно, как сказано: «И было ему и его потомкам звание коэна союзом вечным»[17].

Сказал раби Элазар а-Модаи: Именем Бога и надписью на скрижалях, херемом (проклятием, отлучением от общины) Небесного суда и херемом земного суда Пинхас запретил евреям пить вино идолопоклонников, так как это их духовно ослабляет, как сказано: «А овцы Мои истоптанное ногами вашими будут есть и замутненное ногами вашими пить?!»[18] Ведь всё это вино предназначается для идолопоклонства и разврата, как сказано: «Блуд, вино и напитки забирают сердце»[19]. А в другом месте сказано: «Не будь среди упивающихся вином и обжирающихся мясом»[20].

Сказал раби Пинхас: Бог сказал Моше: «Вы помните, что сделали с вами мидьянитяне, замыслы которых привели к гибели 24 тысяч человек. Теперь, пока не пришло твое время умереть, ты должен воздать им за содеянное», как сказано: «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, а затем приобщишься к народу своему»[21]. Моше собрал 12 тысяч человек, по тысяче от каждого колена, а предводителем поставил Пинхаса. Они взяли святые предметы и хацоцрот (вид труб, которые использовались во времена Моше для управления еврейским станом), напали на мидьянитян и взяли в плен их женщин. Моше, услышав об этом, вышел им навстречу и сказал Элазару: «Из-за этих погибли в народе Израиля 24 тысячи человек», как сказано: «Они соблазняли сынов Израиля по совету Билама»[22]. Моше рассердился на отобранных им воинов за то, что не убили пленниц, как сказано: «И разгневался Моше на военачаль-ников»[23]. Из-за гнева пророческий дух покинул его. Отсюда мы учим, что гневливый человек теряет мудрость. Тогда он подозвал Элазара, как сказано: «И сказал Элазар-коэн воинам. “Вот закон. который заповедал Бог Моше”»[24] (то есть пророчество пришло напрямую от Моше к Элазару, и Элазар говорил то, что Бог заповедал Моше).


[1] Теилим 82:6.

[2] Теилим 82:7.

[3] Шемот 33:5.

[4] Шемот 33:6.

[5] Шемот 32:6.

[6] Шемот 32:8.

[7] Бемидбар 25:1.

[8] Бемидбар 25:1.

[9] Иов 21:16.

[10] Берешит 34:31.

[11] Бемидбар 25:14.

[12] Дварим 18:3.

[13] Теилим 106:30.

[14] Шемот 21:22.

[15] Теилим 106:30.

[16] Малахи 2:5.

[17] Бемидбар 25:13.

[18] Йехезкель 34:19.

[19] Ошеа 4:11.

[20] Мишлей 23:20.

[21] Бемидбар 31:2.

[22] Бемидбар 31:16.

[23] Бемидбар 31:14.

[24] Бемидбар 31:21.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»