Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О сути управления Всевышнего этим миром, в том числе: о существовании зла, скрытии управления и свободе выбора человека

Корень управления Единства

Это внутреннее и основное управление мирозданием, его задача — привести мир к возвышенной цели, раскрытию Единства. Изначально, издревле были приготовлены все возможности существования зла, и все способы приведения его к исправлению. Начала замысла управления мирозданием не известны никакому сотворенному существу, это тайны Всевышнего, и у нас нет постижения причин Его постановлений и их деталей.

«Господь, благословен Он, создал зло с такими свойствами и ограничениями, с какими пожелал. И Он направляет события к тому, чтобы полностью уничтожить зло в Творении, как мы уже объяснили. Однако Он должен управлять этим процессом в соответствии с природой зла и порядками его действия. Это очевидно. Поскольку Благословенный создал Творение несовершенным, Он вращает колеса, чтобы восполнить его, удалив недостатки. И Он единственный, кто знает корень всего, что Он пожелал сделать, и скрытые от созданных причины своих установлений. Ведь созданные знают только сами установления Высшей воли, а то, что выше их, т.е. причины установлений, на самом деле не передано созданным вообще, и это запрещенные нам исследования, поскольку корень их — в высотах воли Всевышнего, непостижимых для нас. Он, благословенно имя Его, знает, что для восполнения Творения необходимо усиление света, т.е. усиление влияния и его увеличение, с одной стороны, и его сокрытие и уменьшение, с другой стороны. Поскольку есть аспекты, которые исправляются увеличением света и волеизъявления, а есть аспекты, которые исправляются их отстранением и уменьшением, когда злу позволено побеждать, как мы объяснили» (Даат Твунот, 168).

Изначально, издревле установлены и заложены в форме мироздания границы распространения зла, и все детали его круговоротов и аспектов: «это зависит не от дел человеческих и заслуг, а от свойств Творения и его сущности. И Он, Благословенный, единственный, кто на самом деле знает сущность создания, знает и то, что необходимо ему. Одно нам известно — сущность Творения такова, что для его восполнения необходимы как увеличение [усиление света лица Всевышнего], так и уменьшение [сокрытие]. Это смысл двадцати восьми времен, упомянутых в книге Коэлет (глава 3), и свидетель, соответствующий им — луна, которая сама восполняется и уменьшается, являясь примером этого явления. И есть в этом глубокое знание, которым обладают мудрецы, понимающие траекторию и пути движения луны и все варианты ее отношения к солнцу в различных состояниях. Ибо они в общем виде соответствуют всем основным аспектам правления, которое приводит в движение Творение и восполняет его согласно его (Творения) природе. Как мы уже объяснили, для этого восполнения необходимо усиление и уменьшение. Поэтому община Израиля уподобляется луне: “Они в будущем обновятся, как она [луна]” (Сангедрин 42а). Частностей здесь много, и они глубоки. Однако общее правило таково: круговорот, влекущий общину Израиля и все Творение к восполнению (в соответствии с их природой, а не по делам их), подобен тому, что на наших глазах происходит с луной, во всех деталях этого явления».

И изначально, издревле установлено для душ, которые в будущем будут сотворены, какая часть будет дана каждой из них в этом великом деле: исправлении зла, раскрытии власти Всевышнего и приведении мироздания к раскрытию добра: «Вместе с тем Господь, благословен Он, распределил общее исправление Творения между всеми душами, созданными для служения, соответственно тому, что, как Он знал, подходит каждой из них по ее сущности. Вещь эта скрыта очень глубоко и не была постигнута ни одним пророком и провидцем, поскольку относится к упомянутым нами выше причинам установлений, которые скрыты от созданных и которые мы можем познать только через их следствия. Выходит, что одному человеку в соответствии с его корнем суждено изобилие влияния Всевышнего, которое является одним из путей восполнения Творения. Есть же такой человек, которому в соответствии с его корнем суждено довольствоваться малым влиянием, и это — второй путь восполнения Творения. И у этого различия нет причин, которые были бы связаны с поступками человека; все связано только с тем, как Всевышний распределил между людьми исправление Творения: одно исправление — одному, другое — другому, и каждый идет своим путем» (там же).

Корень свободы выбора — в скрытии причин управления

Это скрытие управления и дает возможность существования выбора. Говоря словами Рамхаля: «Все управление зависит от скрытия этого корня, этот корень есть место знания, в котором раскрываются все вещи, что будут после… все служение людей зависит от того, что высшее знание скрыто от них. Если бы они знали — не было бы служения по выбору, и не было бы для них награды и наказания. А поскольку намерением управления было дать место для служения и для награды и наказания, необходимо, чтобы этот корень был скрыт.

И тогда люди действуют в соответствии со своим выбором, ибо когда знание скрыто, если они сделают нечто и это устоит, — они не знают, что так уже было известно, что они это сделают. Поэтому это считается их действием. А если старались сделать и не смогли, все еще дается им добрая награда в мире. А если бы знали, что не преуспеют — не делали бы. И все тому подобное» (Клах Питхей Хохма, 81).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»