О том, что некоторые виды саранчи кошерны, говорится в Торе. «Этих из них ешьте арбэ (саранча — иврит) по его виду, салам (акрида, саранча — иврит) по его виду, харголь (цикада — иврит) по его виду, хагав (акрида, саранча — иврит) по его виду», — написано в главе Ваикра, 11:22. Но традиция употребления саранчи в пищу существует лишь в еврейских общинах Йемена и Северной Африки.
Рав Махпуд, приехавший в Израиль из Йемена, хорошо знает кошерные виды саранчи. По его словам, евреи Йеменских общин собирали этих насекомых в огромных количествах. Собранную саранчу закладывали в печь, жарили и ели.
Американские евреи, ценители и собиратели еврейских традиций, решили записать на видеопленку и таким образом сохранить для будущих поколений йеменский обычай употребления саранчи в пищу. Вечером в дом рава Махпуда в Бней Браке прибыла целая делегация, вооруженная самой современной фото- и видеоаппаратурой. Американские евреи взяли с собой также банку с саранчой, нескольких куропаток и павлина.
Импровизированный ужин начался со шхиты, которая состоялась после того, как, посмотрев на куропаток, рав Махпуд определил, что этот вид птиц кошерный. Судьбу павлина решили иначе. Отсутствие традиции употребления в пищу этих пернатых делало его несъедобным, несмотря на то, что рав Махпуд нашел у зарезанного павлина все необходимые признаки кошерности.
«Фирменным» блюдом этого вечера предстояло стать саранче, кошерность которой была также подтверждена равом. С помощью соседа, тоже йеменского еврея, приехавшего в Израиль не так давно, рав Махпуд постепенно доставал насекомых из банки, отрывал задние лапы и опускал на горячую сковородку. Лишенная возможности двигаться, саранча обреченно жарилась безо всякого масла. Затем перед видеокамерами рав Махпуд ел жареных насекомых, сказав предварительно броху «шеаколь». Среди гостей не нашлось желающих разделить с ним эту трапезу. Кроме рава, саранчу никто даже не попробовал. Его сосед-йеменец, участвовавший в приготовлении насекомых, отказался от экзотического угощения, объяснив, что не является любителем такой еды.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»