Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притчи на главу Толдот, в которой Яаков хитростью получает благословения своего отца Ицхака

«Поэтому назвался Яаков…»[1].

Следует разъяснить эти слова Эйсава: Разве Яаков сам дал себе имя? Ведь так назвал его Ицхак, его отец. В таком случае Эйсав должен был сказать Ицхаку: «Поэтому назвал ты его Яаков». Можно разъяснить это с помощью притчи.

Притча.

У одного бедняка, сына праведных людей, были родственники в далеком городе. Главы его общины дали ему впечатляющее рекомендательное письмо к ним, в котором свидетельствовали, что этот человек, Йосеф сын Шимона, является их родственником, и проживал в этом городе. Он отправился в путь к этим родственникам, и к нему присоединился по дороге еще один бедняк. Ночью этот другой бедняк украл у Йосефа рекомендательное письмо и поспешил добраться первым до его родственников, прежде, чем до них доберется сам Йосеф. Родственники дали этому человеку большую сумму, так как не подозревали, кто он на самом деле. Когда Йосеф добрался до места проживания своих родственников, встретил того бедняка, который возвращался от них с деньгами, понял, что наделал этот обманщик, схватил его и повел в еврейский суд. Вор обратился к нему: «Что ты от меня хочешь? Вот, я верну тебе рекомендательное письмо, и отправляйся к своим родственникам». Заплакал Йосеф и сказал: «Негодяй! Если бы ты представился моим родственникам своим именем — Тодрос, как назвал тебя отец, то я смог бы явится к ним и сказать, что я Йосеф сын Шимона, брата их отца. А теперь, когда ты назвался моим именем и взял у них полагающиеся мне деньги, как я могу к ним пойти?!»

Это и хотел сказать Эйсав, что Яаков получил благословения обманным путем, сказав Ицхаку: «Я Эйсав, твой первенец»[2]. Когда Эйсав услышал об этом, издал вопль и сказал Ицхаку: «Поэтому назвался Яаков…» — если бы Яаков назвался своим именем, ты не дал бы ему благословения, которые приготовил для меня! Но из-за того, что он обманул тебя и назвался Эйсавом, ты отдал ему мои благословения. Поэтому Эйсав и сказал: «Разве назвался Яаков» — поэтому Яаков не назвался своим именем и обошел (яаквени) его уже два раза! И вот еще одна притча, которая иллюстрирует, почему кричал Эйсав.

Притча.

Один человек украл у другого дорогую вещь и спрятал в своем шатре. Ночью к нему прокрались воры и украли ее. Он ходил, плакал, стенал и кричал, что у него украли дорогую вещь. Когда его спрашивали, что это было, и просили описать признаки, по которым эту вещь можно было бы узнать, он не отвечал, а только продолжал кричать и плакать.

Так и Эйсав, он стеснялся признаться отцу, что сильно желал благ этого мира, ведь приходя к нему, он прикидывался святым человеком. А теперь ему неудобно было кричать о том, что утратил благословения на материальные блага. Поэтому попросил отца общей фразой:

«Благослови и меня, отец»[3], не сказав, чем именно благословить. И отец ответил: «Пришел брат твой, и хитростью забрал твои благословения»[4].


[1] Берешит 27:36

[2] Берешит 27:19

[3] Берешит 27:34

[4] Берешит 27:35

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»