Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пока человек не женится, его любовь направлена к его родителям. А когда он женится, его любовь направлена к жене.

Шестерым было дано имя до их рождения: Ицхаку, Ишмаэлю, Моше, Шломо, Йошияу и Машиаху, да приведет его Всевышний скоро, в наши дни. Про Ицхака сказано: «И назови его Ицхак»[567]. Почему он назван Ицхаком? Слово «Ицхак» — рПЛ' — состоит из следующих букв: йуд, ее гематрия — 10, что указывает на 10 испытаний, которым подвергся Авраам; цадикгематрия 90 — Саре было 90 лет, когда она родила Ицхака; хетгематрия 8 — Ицхаку сделали обрезание, когда ему было восемь дней; куфгематрия 100 — Аврааму было 100 лет, когда родился Ицхак, как сказано: «А Аврааму было 100 лет, когда родил он Ицхака»[568].

Про Ишмаэля сказано: «И назови его Ишмаэль»[569]. Почему ему было дано имя Ишмаэль? Потому, что в будущем Всевышний услышит (Ишмаэль — Ишма Эль — услышит Бог) стон еврейского народа от того, что потомки Ишмаэля будут творить в Земле Израиля в конце дней. Поэтому он был назван Ишмаэль, как сказано: «Услышит Бог (евреев) и ответит им»[570].

Про Моше сказано: «Не буду судить человека долго, ведь (бешагам) он плоть и будут его дни 120 лет (пока не придет Потоп)»[571]. Гематрия слова бешагам равна гематрии имени Моше (345). Он прожил 120 лет.

Про Шломо сказано: «Вот, сын родится у тебя. имя его будет Шломо»[572], потому что «Мир (шалом) и покой дам Я Израилю в его дни»[573].

Про Йошияу сказано: «Вот, сын родится среди потомков Давида, имя его — Йошияу»[574]. Почему он был назван Йошияу? Потому что был угоден Богу как дар (шай) на жертвеннике — йеэй шай — красивый дар.

Про царя Машиаха сказано: «Пока светит солнце, будет вечным (инон) имя его»[575]. Инон — одно из имен Машиаха. Он назван Инон, так как возродит (янин) покоящихся в земле. Когда Авраам возвращался с горы Мория, ангел Самаэль (он же Сатан) был раздосадован, что ему не удалось отменить жертвоприношение Авраама. Тогда он отправился к Саре и сказал ей: «Сара! Разве ты не слышала, что произошло в этом мире?!» Сара ответила: «Нет». Самаэль сказал ей: «Твой старый муж ослаб разумом. Он взял отрока Ицхака и принес его в жертву всесожжения. А отрок плакал и причитал, так как не мог спастись». Сара сразу же стала плакать и стенать. Она издала три звука плача и три звука стенания. Из этого учат, какие звуки должны быть при трублении в шофар в Рош а-Шана. Душа ее вылетела из тела, и она умерла. Авраам вернулся домой и нашел ее мертвой, как сказано: «И пришел Авраам оплакивать Сару и скорбеть о ней»[576]. Откуда он пришел? С горы Мория.

Сказал раби Йосе: три года оплакивал Ицхак свою мать Сару. По истечении трех лет он женился на Ривке и утешился после смерти матери. Отсюда делается вывод, что, пока человек не женится, его любовь направлена к его родителям. А когда он женится, его любовь направлена к жене, как сказано: «Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей»[577]. Речь не идет о прекращении выполнения заповеди почитать родителей, а о том, что любовь, которая в его сердце, переходит к жене. Сказал раби Йеуда: в течение 20 лет Ривка была бесплодна. По истечении 20 лет Ицхак взял ее с собой к горе Мория, где он был возложен на жертвенник, и помолился там о потомстве. Его молитва была принята, как сказано: «И молился Ицхак Богу о жене своей. и Бог ответил ему, и зачала Ривка, жена его»[578]. Когда приближались роды, боли стали нестерпимыми, и Ривка пошла в святое место (на месте будущего Храма) молиться, как сказано: «И пошла вопрошать Бога»[579]. Сыновья в ее животе были сильными, как сказано: «И толкались сыновья во чреве ее»[580]. Яаков схватил Эйсава за пятку, чтобы победить его, как сказано: «А рука его держит пяту Эйсава»[581]. Отсюда делается вывод, что потомки Эйсава могут быть побеждены, только когда придет потомок Яакова и «подрежет ноги» Эйсаву, как сказано: «Пока ты смотрел, сорвался камень. и ударил идола по ногам»[582]. А в другом месте сказано: «Мне отмщение и воздаяние, когда покачнется нога их»[583].

Сказал рав Аха: отроки выросли; один пошел по дороге жизни, а другой — по дороге смерти, как сказано: «И выросли отроки, и стал Эйсав. сведущим в охоте, человеком поля, а Яаков — человеком целостным, сидящим в шатрах»[584]. Яаков пошел дорогой жизни — он всё время сидел в шатрах и учил Тору. А злодей Эйсав шел дорогой смерти и хотел убить Яакова, как сказано: «Настанут дни траура по отцу моему, и убью я Яакова, брата своего»[585]. Сказал раби Шимон: когда Ицхак был связан на жертвеннике, он поднял глаза к небу и увидел Шхину. Сказано: «Не сможет увидеть Меня человек и выжить»[586]. Но вместо того, чтобы умереть, Ицхак к старости ослеп, как сказано: «И было, когда состарился Ицхак, ослепли глаза его»[587]. Отсюда делается вывод, что слепой считается подобным мертвому.

Пришла ночь Песаха. Ицхак позвал своего старшего сына Эйсава и сказал ему: «Сын мой, в эту ночь весь мир говорит Алель (хвалебный гимн), и сокровищницы небесного благословения открываются в эту ночь. Приготовь мне яства, и я тебя благословлю». А пророческий дух говорил Ицхаку: «Не вкушай хлеба недоброжелателя»[588]. Эйсав пошел выполнять просьбу отца и задержался. Ривка сказала Яакову: «Сын мой! В эту ночь открываются сокровищницы небесного благословения и ангелы произносят хвалебную песнь. В эту ночь, в будущем, твои потомки будут вызволены из рабства и произнесут хвалебную песнь. Приготовь яства для своего отца, чтобы он благословил тебя». Яаков знал, что исполнение воли отца предшествует исполнению воли матери, и опасался, что отец проклянет его за обман (так как он должен был притвориться Эйсавом). Но мать сказала ему: «Сын мой! Пусть достанутся благословения тебе и твоему потомству, а проклятья пусть падут на меня!», как сказано: «На мне твое проклятье, сын мой!»[589] Пошел Яаков и принес двух козлят. Разве Ицхаку нужно было целых два козленка? Ведь сказано: «Праведник ест, чтобы насытить душу»[590]. Дело же в том, что один козленок предназначался в качестве пасхальной жертвы, а второй — в качестве праздничной жертвы, которую едят до пасхальной. Яаков вошел к Ицхаку и сказал: «Прошу тебя, приподнимись, сядь и отведай добычи моей, чтобы благословила меня душа твоя»[591]. Сказал Ицхак: «Голос — голос Яакова, а руки — руки Эйсава»[592]. Голос Яакова говорит о единстве Творца и произносит слова Торы, а руки Эйсава погрязли в кровопролитии и зле. Когда на небесах провозглашают: «Голос — голос Яакова», небеса сотрясаются. А когда провозглашают: «Голос — голос Яакова» на земле, всякий, кто слушается этого голоса и выполняет сказанное, удостаивается доли Яакова. А тот, кто не слушает и не выполняет, его доля — доля «рук Эйсава».

Сказал раби Йеуда: Ицхак дал Яакову 10 благословений от росы небесной до урожая земли, как сказано: «Даст тебе Бог от росы небес от урожая земли»[593]. Это соответствует 10 речениям, которыми был сотворен мир. Яаков вышел от отца своего Ицхака украшенный, как жених и невеста. Пала на него роса с небес, и укрепились кости его, и он тоже стал сильным. Поэтому сказано: «Могучий Яаков оттуда пастырем стал, твердыней Израиля»[594].


[567] Берешит 17:19.

[568] Берешит 21:5.

[569] Берешит 16:11.

[570] Теилим 55:20.

[571] Берешит 6:3.

[572] Диврей а-Ямим I 22:9.

[573] Диврей а-Ямим I 22:9.

[574] Мелахим I 13:2.

[575] Теилим 72:17.

[576] Берешит 23:2.

[577] Берешит 2:24.

[578] Берешит 25:21.

[579] Берешит, 25:22.

[580] Берешит, 25:22.

[581] Берешит 25:26.

[582] Даниэль 2:34.

[583] Дварим 32:35.

[584] Берешит 25:27.

[585] Берешит 27:41.

[586] Шемот 33:20.

[587] Берешит 27:1.

[588] Мишлей 23:6.

[589] Берешит 27:13.

[590] Мишлей 13:25.

[591] Берешит 27:19.

[592] Берешит 27:22.

[593] Берешит 27:28.

[594] Берешит 49:24.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»