Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Взаимоотношение роли Провидения и свободы выбора человека

Ущерб, наносимый обладателем свободы выбора

Следует обсудить еще один вопрос: в состоянии ли обладатель свободы выбора нанести ущерб человеку в том случае, когда нет приговора Небес об этом ущербе? Источник данной темы — слова Ор аХаим в его комментарии на Тору, стих «И услышал Реувен, и спас его (Йосефа) от их (братьев) рук»:

«И спас его от их руки — означает: поскольку человек обладает свободой выбора и волей, и может убить того, кто не повинен смерти, а хищные животные не повредят человеку, если он не достоин смерти по приговору Небес. В этом смысл слов “и спас его от их рук”, то есть — от рук обладателей свободы выбора. Слова братьев “и посмотрим, что станется с его снами”, тем самым отвергнуты, ведь свобода выбора отменяет видение будущего, и если они убьют его — это не доказывает, что он лгал» (Берешит 37:25).

Данное высказывание, если воспринимать его буквально, может с корнем вырвать упование на провидение Всевышнего в большей части ситуаций, с которыми человек встречается. Ведь человек, по большей части, имеет дело с людьми, а не с животными, и если обладатель свободы выбора может убить его, нанести физический или материальный ущерб — несмотря на то, что с Неба ему не было вынесено такого приговора — то вера в индивидуальное провидение и, как следствие, упование на Всевышнего, в большинстве случаев не имеют смысла.

Источник слов Ор аХаим — в Зоаре: «И взяли его и кинули его в яму» — если в ней были змеи и скорпионы, почему написано о Реувене «чтобы спасти его от их рук, вернуть его к отцу»? Разве Реувен не опасался, что змеи и скорпионы повредят ему, как же он сказал «вернуть его к отцу», и написано «чтобы спасти его»? Но видел Реувен, что братья хотят повредить ему, поскольку знал, насколько они ненавидят его, и их желание — убить его. Сказал Реувен: лучше ему попасть в яму со змеями и скорпионами, и не быть переданными в руки ненавистников, которые не пощадят его. Отсюда сказали: пусть человек лучше попадет в огонь или в яму со змеями и скорпионами, но не в руки ненавистников — из них мало кто может спастись. И потому сказал «чтобы спасти его от их рук», поскольку здесь, в месте змей и скорпионов, если он праведен — Всевышний сотворит ему чудо, а иногда заслуги предков помогают человеку и он спасется от них; но если передан в руки ненавистников, мало кто может спастись. И потому сказал «чтобы спасти его от их рук», именно «от их рук», а не написано «чтобы его спасти» и всё. Но сказал Реувен: пусть спасется от их рук, а если умрет в яме — умрет, и потому написано «и услышал Реувен, и спас его от их руки» (Зоар, 185).

Слова наших Учителей на данную тему

«Человек не может тронуть то, что предуготовлено его товарищу, и царство не может тронуть то, что предуготовлено другому, даже на толщину волоса» (Йома, 35).

«…И должен знать истинно, что не в силах человека из плоти и крови сделать ему добро, и спасти его, если не постановит так Всевышний, как сказано (Ирмия 17:5): “Проклят муж, уповающий на человека”… И также должен знать истинно, что не в силах человека из плоти и крови причинить ему зло, как сказано (Псалмы 56:5): “Господь со мной, не убоюсь, что сделаем мне человек?”, ибо не следует человеку страшиться руки плоти и крови…» (Рабейну Йона, Мишлей 23: 25-26).

Приводится в жизнеописании праведника, раби Зунделя из Саланта от имени Гаона: «Это ошибка то, что принято считать, что обладатель свободы выбора может сделать что-то человеку без постановления Всевышнего, но во всех других ситуациях суждено человеку, о какой камень он споткнется, а в случае с обладателем свободы выбора не предуготовлено, какой именно обладатель свободной воли сделает ему добро или зло; но если нет постановления Свыше, обладатель свободы выбора не может сделать ему ничего».

И так писал раби Саадия Гаон: «И спрашивают: если человек отдан на смерть, по естественным причинам или в качестве наказания, когда убьет его злодей, как Изевель убила пророков, что можно сказать о таком событии и к кому его можно отнести? Мы говорим, что смерть — дело рук Всевышнего, а убийство — действие злодея, и если уже Высшая мудрость предписала человеку смерть, то если бы этот убийца не злодействовал и не убил бы его, он умер бы от другой причины. То же самое относится к краже, если Творец постановил уничтожить часть имущества человека в качества наказания или испытания, что мы можем сказать о краже, от Всевышнего ли она? Ответ таков: потеря денег — деяние Всевышнего, а кража — деяние людей, и если Высшая мудрость решила, что человек потеряет данную вещь, то если бы вор не украл ее — она бы пропала другим образом. Так ответили Шмайя и его брат одному из римских императоров и сказали: с Неба постановили нам смерть, если ты не убьешь нас — много есть у Него посланников, которые могут поразить нас» (Эмунот веДеот, 4).

Писал Рамбан: «На основе великих и общеизвестных чудес человек признает и скрытые чудеса, которые являются основой всей Торы, ибо нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, если он не верит, что все происходящее с нами — все чудо, нет в нем природы и естественного хода событий, как по отношению к обществу, так и по отношению к индивидууму. Но если он будет выполнять заповеди — получит награду, а если нарушит их — подвергнется наказанию, всё по приговору Всевышнего» (Шмот 13:16).

«Всё» — без исключения, так что нельзя сказать, что большая часть происходящего с нами, а именно интеракции с другими людьми — обладателями свободы воли, случается не по приговору Всевышнего.

И так писал Сефер аХинух (Заповедь 241, запрет мстить): «Из корней заповеди, чтобы знал человек и положил на сердце свое, что все, что происходит с ним, от доброго до злого, идет от Творца. И от руки другого человека тоже не станется ничего без воли Всевышнего. Поэтому если кто-то причинил человеку страдания или боль, должен знать в своей душе, что его грехи повлекли это, и Всевышний приговорил его к этому, и не будет постоянно размышлять, как отомстить обидчику, ибо не он причина бедствий, а собственный грех. Как сказал Давид: “оставьте его, пусть проклинает, ибо сказал ему Господь проклинать” (Шмуэль 2, 16:11)

В книге Кад аКемах, написанной рабейну Бехайе, сказано: “Один из аспектов упования на Всевыщнего — совершенно не полагаться на человека. И знать истинно, что плоть и кровь не может сделать ему добро и спасти его, если Всевышний не постановит так…”

И так писал Гаон в комментарии на Притчи (18:19): “Это указывает нам, что не следует человеку ссориться с товарищем ни по какому поводу, ибо все постановляется от Господа… зачем же ссориться? И так сказали в Гемаре (Йома 38): “По имени тебя назовут, и на твое место тебя посадят, и из твоего дадут тебе, и никто не может тронуть того, что приготовлено для другого…” Раши объясняет: “Не следует человеку беспокоиться о том, что кто-то ущемит его материально… ибо твое пропитание определено тебе с Небес”. Это доказательство из Гемары прямым текстом.

То же самое сказано и в трактате Таанит (18): “Мы приговорены Всевышним к смерти, и если ты не убьешь нас, много убийц есть у Него, много медведей и львов есть у Всевышнего в Его мире, которые могут напасть на нас и убить нас. Но Он передал нас в твои руки только для того, чтобы в будущем взыскать нашу кровь с тебя”. А ведь там речь идет об обладателе свободы воли, который хотел их убить.

И вся глава об уповании в книге рабейну Бехайе учит, что человек не может ни принести пользы, ни нанести ущерб ни в чем другому человеку без постановления с Неба. Данный принцип постоянно повторяется там: “Нет силы в руке никакого творения помочь или нанести ущерб себе или другому, как только с разрешения Творца…”

Вот что писал Хазон Иш о силе злого глаза: «Одна из тайн творения — что человек своей мыслью приводит в движение скрытые факторы в мире действия, и его легкая мысль может послужить разрушению тяжеловесных материй… и в тот час, когда люди восторгаются удачной реальностью, они подвергают эту реальность опасности… И тем не менее, все в руках Небес, и все, что не приговорено к уничтожению на суде Неба — спасется, но если некая вещь приговорена к исчезновению, это иногда происходит посредством взгляда человека, удивившегося ее существованию, и через это она уничтожается… Хотя без суда не умирает человек (и зачем же опасаться злого глаза?) — сатана обвиняет в час опасности, и человек судится каждый день, и также на суде в Йом Кипур иногда постановляют отдать человека в руки естественного хода событий в мире, и не делать ему чуда”.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»