Темы: Кдошим, Уважение родителей, Святость, Рав Ефим Свирский
Посвящается МАМАМ и ПАПАМ
Глава «Кдошим» («Святы» / «Отделённые») קְדֹשִׁים:
«И говорил Ашем Моше так: Говори всему обществу сынов Израиля и скажи им: Будьте святы, потому что свят Я — А-Шем Элокейхем [Б-г Всесильный Ваш]. Своей матери и своего отца бойтесь [תיראו] и Мои субботы соблюдайте — Я А-Шем Элокейхем» (Ваикра, 19:1-3).
Первая фраза должна потрясти любого, кто прочтёт её и вдумается. Б-г, обращаясь ко всему народу, фактически говорит: «Вы можете быть святыми подобно Мне. И в моем проявлении как А-Шем и как Элоким».
Извините, где я и где Всевышний? Но Он-то не шутит.
Тогда несколько вопросов.
Что такое святость?
Почему первые примеры святости выражаются в этих заповедях?
Слово קדוש кадош от להקדיש леакдиш — отделять, предназначать для какой-то цели.
Надо иметь в виду, что значение слова в современном иврите может разниться с его значением прежде. Мы, естественно, говорим не о модернизированной версии.
В данном контексте имеется в виду отделённость и предназначенность для высоких, духовных целей.
Мы не раз говорили, что задача еврея не отстраниться от мира, а поднять мир, сделав материальное подспорьем духовному, а также перенаправить все эмоциональные энергии на гармоничные взаимоотношения с Творцом.
Рав Хофстедтер констатирует: страх перед родителями естественен для ребёнка.
Кстати, от себя добавлю, здесь хорошо можно понять, о каком страхе идёт речь.
Родители, соблюдающие Тору, работающие над своими качествами характера, ведущие себя, как подобает по Торе, со взрослыми и детьми и, конечно, любящие своих детей, не вызывают у них страх в обыденном понимании этого слова. Это больше — почтение, почитание. В Алахе мицва «כבוד» «кавод» («уважай») воспринимается шире, но больше как «делай» [т.е. повелительная заповедь — прим.ред.]. А «תירא» «тир'а» («бойся», «трепещи») — это как раз «не делай» [т.е. запретит — прим.ред.]: не сидеть на стуле отца, не быть фамильярным, не называть по имени, не перечить…
Продолжаю мысль рава Хофстедтера. Но о чём просит нас здесь Творец?
Он просит ребёнка или взрослого почувствовать תירא тир'а не как естественную эмоцию, а как заповедь. А это большая разница. Это уже святость.
Несколько мыслей на эту тему.
В отличие от естественного чувства к родителям идущая следом мицва о соблюдении шабата находится на прямо противоположном конце понимания и эмоционального восприятия.
Несмотря на то, что первое появление в Торе слова קדושה кдуша (святость) связано именно с шабатом, если бы Тора не сказала нам, когда бывает шабат и что, собственно, нужно делать или не делать в шабат, мы, обычные люди, до этого бы сами точно не дошли.
Талмуд, разбирая параметры той или иной заповеди, стремится найти крайние границы.
Возможно, Тора как раз здесь и хочет указать нам: быть святыми означает выполнять как заповеди всё — от самого «естественного» до самого «мистического».
В главе «Кдошим» мы видим это постоянно:
«Не мсти и не храни злобы на сыновей своего народа, а люби своего ближнего, как себя, Я — Ашем» (Ваикра, 19:18).
И тут же: «…и одежда из смешанной ткани — шерстяной и льняной не покрывает тебя» (Ваикра, 19:19). И т.д., и т.д.
Разница в том, что если мы считаем что-то «естественным» (скажем, не крадите, не отрицайте истину, не обманывайте друг друга, не грабьте, не ходите сплетником в своём народе») и «забываем», что каждая фраза заканчивается напоминанием «Я А-Шем» [«Я Б-г»], мы сами устанавливаем рамки, когда, где, как и при каких обстоятельствах грабеж — это грабеж, а когда это «экспроприация награбленного», когда убийство — это плохо, а когда — помощь человеку в уходе из мира «чтоб не мучился» и, вообще, достойно похвалы.
Как в случае с разведчиком и шпионом: первый — «наш», второй — «ихний».
А главное — понятие «естественное» становится частью этого мира и отрывается от духовного источника.
Наша задача их воссоединить. Каждый раз, когда мы это делаем, — это святость. В духовных мирах нет пространства.
Приближение или удаление означает подобие или отсутствие оного.
Когда я делаю что-то подобно Творцу, я к Нему приближаюсь.
Сказано также, что Творец сам выполняет все заповеди, которые Он заповедовал нам, поэтому и подобие.
То есть Он не грабит, и мы не грабим, Он не говорит лашон а-ра и нас просит, Он не убивает… Стоп!
Но и это не сложно, если посмотреть на случаи, когда Он разрешает по суду лишать жизни, плюс когда это является последствием поступков самого человека.
Но как быть с заповедью «Бойся своих маму и папу»?
Как Он может выполнить её?
У Него же нет ни того, ни другой.
Как мне кажется, есть несколько ответов на этот вопрос.
Во-первых, обратите внимание, мы сказали, что Он выполняет заповеди, проявляясь в этом мире.
В духовных мирах каждый мир является папой и мамой последующего, и субординация там полная, то есть Творец учит нас, как устроен мир и что нужно для того, чтобы он работал гармонично.
Но есть пара потрясающих возможностей посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны.
Мидраш на «Шир аШирим» говорит: Творец любит Израиль и называет его своей дочерью, своей сестрой, своей матерью.
Ну как «дочь», можно понять.
Но как понять «сестра» и «мать»?
«Даат Твунот» приводит следующее объяснение.
Творец делится возможностью дать, и, когда мы становимся дающими подобно Ему, Он называет нас сестрой.
И объяснение по поводу матери, если бы не было дано нашими мудрецами, казалось бы непостижимым.
Всевышний поставил раскрытие Своего качества благодеяния в зависимость от наших положительных действий. И таким образом, мы становимся причиной, а Его проявление — следствием. Ситуация мамы и ребёнка.
Продолжим эту мысль.
Поскольку мы говорим о проявлении Творца в этом мире, можно задать вопрос: «А в чём, собственно, проявляется Творец в этом мире?»
Во всём, конечно!
А значит, и в детях!
То есть то, что мы назвали «естественным» — уважение и страх перед родителями, — на самом деле и есть Его проявления нашей роли как родителей.
То есть когда мудрецы говорят, что уважение к родителям, в правильном смысле, практически не имеет границ, это значит, что Творец так уважает в нас эту роль, что ребёнку и взрослому нужно очень поработать над собой, чтобы стать подобными Ему.
Мудрецы суммировали этот принцип следующим образом: «через еврейский народ Творец выполняет все заповеди»
Естественно он так же относится и к заповеди תירא тир'а.
В западном обществе роль матери часто бывает очень принижена, мы перенимаем их идеи, а значит, ассимилируемся.
Нам нужно снова стать отделёнными («кдошим») и посмотреть, как Творец смотрит на эту роль.
Не всегда родители талмидей-хахамим, Творец, конечно, предусмотрел и это.
Поэтому, если родители просят нарушать шабат, мы должны отказаться, ибо шабат заповедован и нам, и им.
Как я писал в посте о 10 речениях, мы не обязаны уважать их ецер ара.
Мы всегда должны спросить: через 120 лет, когда они придут в другой мир и им всё покажут, будут ли они довольны нашим сегодняшним поведением.
Если да, то это и есть уважение.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»