Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Бо, Исход из Египта, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Скажи пожалуйста («пожалуйста» на языке Торы — «на») народу: пусть возьмут каждый мужчина у знакомого...» (Говорит Б-г Моше — прим.)[1].
Написано[2]: «Всевышний обратился к Моше с просьбой — «на», чтобы этот праведник не сказал: “И будут порабощать и мучить их” — исполнилось, а “... и потом выйдут с великим имуществом“ — не исполнилось». И великие комментаторы уже спрашивали: «А если бы Авраам так не сказал, разве не должен был Всевышний исполнить Свое обещание?»
Два царя воевали друг с другом, а потом договорились, чтобы больше не гибли люди, и не причинялся ущерб, что пусть от каждой армии выйдет один воин, и пусть борются друг с другом. Тот царь, чей воин победит, завоюет царство другого. Каждый царь выбрал воина. Была вырыта яма, и оба царя стали смотреть, кто из воинов сбросит туда другого. Один из них поначалу осилил другого, и уже нес его к яме, но тут тот второй воин собрался с силами, и сумел освободиться и сбросить в яму несущего его. Его царь захватил второе царство. И сказал царь воину: «Ты не подвел меня, и геройски победил противника. Но все же ты нехорошо поступил, что дал ему схватить тебя и понести к яме, ведь когда он нес тебя, я уже думал, что ты побежден, и все пропало!» Смысл этой притчи в том, что Всевышний пообещал нашему праотцу Аврааму, да покоится с миром: «пришельцами будет потомство твое. и потом выйдут с великим имуществом». Известно, что то, что евреи вынесли из Египта, было лишь малой толикой того, что они набрали у Красного моря, как написано в Мидраше[3]: «Золотые ряды сделаем тебе» - это клад, полученный у Красного моря, - «с серебряными крапинками»[4] — это набранное у египтян». Поэтому для выполнения обещания Б-га, не было нужды велеть евреям забрать имущество и драгоценности египтян, ведь это все и даже гораздо больше ожидало их у моря. Но из опасения, что Моше, увидев, что евреи выходят сейчас из Египта без всего, скажет: «”И будут порабощать и мучить их” — исполнилось, а “... и потом выйдут с великим имуществом” — не исполнилось», надо было просить, чтобы взяли и в Египте.
[1] Шмот 11:2
[2] Брахот 9
[3] Мидраш Шир аШирим 1:11
[4] Шир аШирим 1:11
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»