Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Заповеди, Синай, Десять Заповедей
«На это намекает Тора в слове Берешит (“В начале сотворил Б-г”), ибо буква бет слова Берешит означает: “В начале” сотворил все» (Маараль). «В начале», которое есть одно, но составное, как мы объяснили.
В этом смысл сотворения мира буквой бет, означающей множественность благословения. Маараль объясняет, что правильно для мира быть сотворенным буквой бет, поскольку бет — начало множественности. Ведь в алефе нет множественности… и потому буквы, составляющие слово барух, благословен, (ב, ר, ך) относятся к двойке (2, 20, 200). Ибо сотворение мира — это принципиальная множественность, и ему следует начаться с буквы бет, которая является началом множественности… ибо сотворение есть благословение в мире.
Однако в самом благословении заложена возможность проклятия. Это суть выбора: «Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие» (Дварим 11:26). Ведь множественность есть корень свободы выбора. Когда простое единство Всевышнего скрывается под множественностью различных творений, возникает возможность греха. И все это — со стороны сотворенного, недостающего, а не со стороны Всевышнего.
Таким образом, мы выяснили корень вещей, и если мы поразмыслим обо всех аспектах, которые мы привели выше по поводу «помни» и «храни», то поймем теперь, что основа их сути — одна.
Речь — это слово Всевышнего, объединяющее эти категории. Это Тора, раскрывающая внутреннее содержание мироздания, у которого один корень — в речении Всевышнего. Тора, раскрытие воли Всевышнего, объединяет всю реальность в чудесное единство, чтобы оно заново прилепилось к своему корню. Тора есть раскрытие того, что нет здесь двух противоположных и противоречащих реальностей, но все есть одна реальность, как она была в своем источнике. Тора, которая сама включает в себя эти два аспекта, «храни» и «помни», есть корень раскрытий, и она одна. Она открывает, что все вся реальность есть раскрытие Его единой воли. Тора есть категория алефа — единства, предварившего бет, категорию множественности. Это Хохма (мудрость), обучающая Бине (пониманию), дабы познать тайну единства в множественности. Тора, являющаяся категорией раскрытия Имени Авайе, которое есть категория «помни» по отношению к другим именам, относящимся к категории «храни», — она открывает нам конечное постижение, что нет никакого разделения и преграды, и бытие Всевышнего наполняет все миры.
«“Я — Б-г твой” и “Да не будет у тебя богов иных”, сказано в тайне Торы, и это — “храни” и “помни”. “Я” — тайна скрытая и спрятанная, все эти уровни высшего мира, в одной общности. И поскольку сказано “Я” — соединилось все в одно, в тайне единого» (Зоар).
«Суббота называется речью» (Зоар). Это категория «одного речения», объединяющего категории «помни» и «храни». В субботу дарования Торы Община Израиля поднялась на уровень этого единства, в принятии Торы словами: «Выполним и поймем». Тем самым евреи поднялись к совершенству уровня «образа и подобия». «Если выполняет “помни и храни” в субботу — он по Нашему образу и подобию, а если нет — то нет». В субботу дарования Торы евреи поднялись к категории «видят голоса», видят слово Бога. Это единообразное постижение двух вещей, кажущихся на первый взгляд противоположными.
В эту субботу святой Израиль поднялся на ступень Высшего сочетания, это «день Его свадьбы», полное объединение Общины Израиля и Всевышнего. «Помни» и «храни» — это объединение Всевышнего и Его Шехины, «Всевышний один и Имя Его — одно», это имя А-донай, смысл которого — «Его Шехина». Ибо в субботу происходит объединение Всевышнего и Его Шехины, и в этом смысл «помни и храни в одном речении».
***
Праведник — форма совершенного человека, образ Бога, основа мира, объединяет категории «помни» и «храни» в мироздании. Он соединяет небо и землю, духовное и материальное, мужское и женское начала и все их порождения.
Сила и место соединения всех этих систем в структуре человека — это речь, «дух говорящий». Человек — «говорящий» — и соединяет всех разделенных в одно.
Мы говорили, что суббота дарования Торы — это категория руах (духа). Здесь мы находим новый аспект в большем уровне этой субботы по сравнению с субботой Творения, которая относится к категории нефеш (нижней души). В эту субботу вся реальность соединяется, чтобы объединиться со своим корнем — посредством праведника, принимающего Тору. Поэтому это «суббота, называемая речью».
Данный вопрос — качество субботы при объединении «помни» и «храни», будет темой нашего обсуждения в следующих главах.
Поразмыслим, как следует, об общих вопросах, о которых шла речь в данной главе, и поймем, что они — основные ключи для понимания многих тем. Прежде всего, рассмотрим базисный вопрос о категориях «помни» и «храни» по отношению к Субботе дарования Торы: о Письменной и Устной Торе.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»