Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Обрезание, Связь с Творцом, Союз с Б-гом, Самосовершенствование, Рав Эуд Авицедек, Качества Творца
Необрезанный исключен из постижения того, что природа и человек сотворены несовершенными, и что в этом суть завета — чтобы человек восполнил и привел к совершенству себя и все мироздание. «Человек находится в потенциальном состоянии и актуализирует его. Так он сотворен, и следует, чтобы тело и душа были равны и подобны. И как он сотворен с потенцией души, которая впоследствии реализуется, так и тело сотворено таким образом, что в нем есть некая реализуемая потенция. И все время, пока не обрезана крайняя плоть, считается, что человек не может раскрыть свою потенцию, ибо крайняя плоть есть покрытие и блокировка человека» (Маараль). Отделение лишнего, крайней плоти, и прилепление человека к Творцу через раскрытие его внутренней сущности, реализацию его совершенства: «Из корней заповеди обрезания — поскольку Всевышний хотел установить в народе, который отделил, чтобы назывался по Его Имени, постоянный знак на теле, чтобы отделить их от других народов в форме их тела… и хотел, чтобы это восполнение было сделано руками человека, Он не сотворил его совершенным от рождения. Чтобы дать понять: подобно тому, как форма его тела будет восполнена им самим, так он сможет восполнить форму своей души правильными деяниями» (Хинух).
«Тора передана только тому, кто получил знак завета на теле. И от завета на теле войдет человек в завет языка» (Шаарей Ора). Исполнение завета — это действие человека, направленное на восполнение своей формы. И оно соединяет человека с Творцом, в чем и заключается цель завета. Данный принцип, что только восполнение человека собственными деяниями приводит его к приобщению к Всевышнему (что и есть Грядущий мир), объясняет Рамхаль: «Но постановила Его мудрость, что для того, чтобы это благо (воздаяние добра творениям, в чем и заключается цель сотворения мира) стало совершенным, следует, чтобы наслаждающийся им был владельцем этого блага; то есть — тем, кто сам приобретает это благо, а не тем, кому это благо сопутствует случайным образом.
И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.
Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но, чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка, и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему (ведь только подобные прилепляются друг к другу) и наслаждаться Его благом» (Путь Творца 1:2).
Суббота есть возможность внутри природы — семи дней — выйти за пределы природы, к подобию Грядущего мира. Суббота раскрывает внутреннее содержание мироздания, она устраняет перегородку материи — «крайнюю плоть» и соединяет человека с Творцом. Этот святой день есть знак в материальном мире, указывающий на корень мироздания и его цель: День, который весь — Суббота.
Но, как уже объяснялось, сущность завета — в восполнении человека самим собой. И какое же отношение имеет к этому суббота, которая установлена заранее, как добрый дар, спущенный свыше? Но здесь нам раскрывается принцип заключения завета с еврейским народом об исполнении и поминании субботы, о раскрытии ее влияния — через него — во всем мироздании. Если нет соблюдающего субботу, то нет и субботы!
Обрезание на теле и суббота в душе — это возможность достичь внутреннего содержания самой реальности — Торы. Тора, эманированная из мира, высшего, чем материальный, есть его внутренее содержание, и праведник должен раскрыть его.
Выше объяснялось, что в заслугу субботы и обрезания евреи были избавлены из Египта. Та необрезанность, что разделяла между голосом Моше и речью, которую сыны Израиля должны были получить, была устранена в заслугу этих заветов.
«Завет языка» — это Тора. Творец заложил в человека способность говорить, а речь есть слово-управление Всевышнего. Человеку дана возможность произносить слова Всевышнего в мироздании и управлять им (речь, דיבור, указывает на управление). Творец дал человеку силу насаждать небеса и основывать землю, быть Его соучастником в создании мира — посредством речи, которую вложил в его уста. Речь — слово Бога, Его управление — передана человеку. Как Тора отдана человеку, и «она не на небесах», так управление мирозданием передано ему — его «речи».
Так это и по отношению к завету субботы, источнику благословения и святости, души всех будних дней. Праведник, помнящий о субботе, приводит ее святость всему миру. «Реальность субботы в мире — это ее соблюдение». Праведник — основа мира — привлекает воздействие жизненной силы мирозданию.
Теперь мы можем по-новому понять слова Виленского Гаона, приведенные в начале главы. Творец, дающий жизнь мирам, передал источник жизненной силы — основу привлечения благодати от Него для существования мира — праведнику.
«Праведник, жизнь миров… он живет в двух мирах: живет наверху, в высшем мире, и живет в нижнем мире, и нижний мир из-за него существует и светит» (Зоар).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»