Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Святость, Праведник, Рав Эуд Авицедек
Тема данного эссе — глубокая связь между праведником и субботой. Тем самым мы откроем нечто новое для себя в самой субботе.
«Говорит раби Элазар бен Парта: Каждый, кто хранит субботу, как будто сделал субботу, как сказано: “Делать день субботний”» (Мехильта).
«Как будто сделал субботу» — звучит странно, — ведь суббота установлена и не зависит от действий человека, в отличие от святости праздников, которая устанавливается при освящении нового месяца. Что же человек может добавить к ее святости?
Мудрецы, однако, раскрыли нам, что человек воздействует святостью своих деяний на реальность времени: «Человек и время — мужское и женское начала. Все люди, вместе взятые, все души — есть некая общность, и она — мужское начало, а все годы мира — женское… И потому есть 248 повелительных заповеди по числу органов человека, и 365 запретительных заповедей по числу дней в году» (Виленский Гаон).
Праведник, хранящий субботу, тот, цель совершенства которого — стать самому категорией субботы, раскрывает реальность субботы в мироздании. Это категория «помни» субботы и единственная повелительная заповедь, относящаяся к субботе. «Помни» — это внутреннее пробуждение человека, желающего притянуть к себе святость субботы в реальности, со стороны человека. «Помни» — есть исполнение в реальности раскрытия субботы в мире еврейским народом. Это дополнительная святость, которую праведник приводит для свечения субботы в нижних мирах и переносит ее влияние на все мироздание.
***
«Помнить — пока не наступила [суббота], хранить — когда наступила».
Помнить в мысли: «На уровне простого смысла объясняют, что это заповедь помнить субботу постоянно, каждый день, чтобы не забыть ее и не перепутать с другими днями. Ибо помнящий ее всегда помнит творение мира и признает во всякое время, что есть у мира Творец, Который заповедал нам этот знак, как сказано: “ибо это знак между Мной и вами”. И это великий принцип в вере в Бога» (Рамбан).
Помнить в речи до прихода субботы: «Раби Ицхак говорит: Не считай так, как считают другие, а считай во имя субботы». То есть, неевреи считают дни недели во имя самих дней, и у каждого дня есть собственное имя. А евреи считают все дни во имя субботы: первый после субботы, второй после субботы, ибо это часть заповеди помнить субботу всегда, каждый день…».
Помнить при наступлении субботы: «Освящать ее памятью, подобно тому, как освящают юбилейный год, при наступлении которого суд возвещает: “Освящен, освящен!” Так нам заповедано помнить день субботний, освящая его. И так сказали в Мехильте: “Помни день субботний, чтобы святить его” — освящай его благословением. Отсюда сказали, что освящают субботу над вином при ее наступлении».
Помнить действием: «Благочестивый Шамай вспоминал субботу также при еде (откладывал лучший кусок для субботы) и ел в честь субботы все дни своей жизни. И сам Гилель согласен с этим, но по поводу еды он вел себя по-другому: поскольку все его деяния были ради Неба, он полагался на Всевышнего, что Тот даст ему на субботу самые лучшие яства».
*
«Святость субботнего дня — есть у каждого еврея часть в ней, как сказано: “Делать субботу”. Евреи производят и вносят святость в субботний день, как сказано: “Помни, чтобы святить” (раби Цадок аКоэн).
Читайте обзор на тему Повелительные заповеди Субботы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»