Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сотворение мира есть ограничение Всевышним Своей воли воздавать добро

И завершены были небо и земля, и все воинство их. И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой от всей работы Своей, которую сделал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая — Берешит 2:1-3.

И завершены (ויכולו)

«Сказал Рава: Даже тот, кто молится в одиночку в субботу вечером, должен сказать отрывок “…и завершены”. Ведь сказал рав Хамнуна: Каждому, кто молится в субботу вечером и говорит “…и завершены”, Писание засчитывает, как будто он становится соратником Всевышнего в сотворении мира… Сказал рав Хисда, что сказал мар Уква: Каждого, то молится в субботу вечером и произносит отрывок “…и завершены”, — провожают два ангела служения и возлагают руки на его голову и говорят ему: “И отойдет твое преступление, и грех твой будет искуплен”» (Шабат 119).

Мы проанализируем смыслы, заключенные в слове ויכולו (и завершены), и увидим, что в нем содержатся различные темы субботы Творения. Тем самым мы поймем, почему так важно произносить «и завершены» субботней ночью, и почему человек, проговаривающий данный отрывок, становится соратником Всевышнего в сотворении мира: «Откуда мы знаем, что речь подобна действию? Как сказано: “Словом Господа небеса сделаны”. Это человек, раскрывающий тайну субботы, которая “называется речью”. Приведем здесь только краткие тезисы, поскольку данные темы объяснены подробно в своем месте.

ויכולו — от слова כלי (сосуд)

Раби Хама начал: “Отдели примеси от серебра, и выйдет у плавильщика сосуд” (Притчи 25). Притча о ванне, которая была полна воды, и были внутри ее два красивых изображения. Все время, пока ванна была полна воды, изображения не были видны. Когда вылили воду, стали видны изображения. Так все время, пока мир был безвиден и пуст, не была видна работа неба и земли. Когда же хаос и пустота ушли из мира, стала видна работа неба и земли, и вышел у плавильщика сосуд. Об этом и сказано: И завершены ויכולו (от слова כלי, сосуд) были небо и земля» (Берешит раба).

Суть сосуда — ограничение внутреннего света. Так сотворение мира есть ограничение Всевышним Своей воли воздавать добро. Он сократил Свое влияние в соответствии с качеством Суда: это то самое «хватит!» (די), что Он сказал миру. די от слова דין (суд) — не распространяться и не воздействовать изо всех сил на Свои творения, но лишь в определенной мере. Об этом сказали: Одно из имен Всевышнего — Шадай — Тот, Кто сказал Своему миру «хватит!» (дай). И в мидраше говорится: Небеса растягивались все больше и больше, пока не прикрикнул на них. По этому качеству Суда, каждый сотворенный объект получает энергию свыше в соответствии со своей мерой. Это качество Суда, которым был сотворен мир; его корень в имени Элоким. Цель данного Управления — сокрытие, позволяющее существовать свободе выбора в мироздании. Творец раскрывается как царь, который устанавливает землю судом.

«Сказал раби Ошайя: Слово ויכולו происходит от слов מכה (рана) и כלייה (уничтожение). Но в Грядущем Всевышний вылечит эту рану, как сказано (Йешая 30): “…и рану от удара его излечит”, рану от удара мира излечит» (Берешит раба).

Рана и уничтожение — порождение Управления Суда, которое имеет место в течение Шести Тысяч лет существовования мира. Но в будущем, в день, который весь — суббота, «рану מחץ от удара его излечит» — «перегородку מחיצה между Нижними и Верхними излечит». «Со стороны Малхута, когда он не отобран, называется работа, но Малхут в отобранном состоянии — это отдохновение» (Рамхаль). «Так можно толковать слово ויכולו: стали одним сосудом כלי для Славы Всевышнего… И тем самым все действия возвращаются вместе с человеком, чтобы приобщиться к своему высшему корню. Это и есть отдохновение» (Сфат Эмет).

ויכולו — от слова הכללה (включение в общность)

«ויכולו: Сказал раби Симон от имени раби Йеуды бен Леви: Деяния обобщали всё, и они натягивались все больше».

В субботу мы говорим в утренней молитве: «Царь, создающий всё». Это включение и обобщение всего мироздания в одну структуру с целью раскрытия Царства Всевышенего. Это обобщение, включающее в себя всю существующую реальность. И Адам, праведник мира, чье качество — «ибо всё на небе и на земле», должен был быть сотворен в субботний день. Но Творец отдыхал от всей работы, которую делал. Он был сотворен в шестой день, и тогда появилась основа для раскрытия царства Творца. «ויכולו это суббота, седьмой день, и в этом смысл слова ויכולו, что он включает כולל небо и землю и все воинство их…»

ויכולו — от слова כלות (страстное желание)

«ויכל אלקים: Таргум Йерушалми: וחמד, страстно возжелал, об этом и сказали: “вожделением дней его назвал Ты”» (Бааль аТурим).

«На что это похоже? На человека, у которого был любимый сосуд, и захотел он дать его в наследство сыну, который прислуживает ему. Так Всевышний хотел дать день субботы, отдохновения и святости в наследство Израилю, который служит перед Ним» (Пиркей дераби Элиэзер).

Шабат есть «вожделенный из дней», день раскрытия воздаяния блага, которое и лежит в основе желания Всевышнего сотворить мир. «Голени его שוקיו — столпы мраморные» (Песнь Песней 5:15) — שוקיו — это мир, который Всевышний страстно возжелал, נשתוקק, сотворить, как сказано: «Я — другу моему, и ко мне желание его». Откуда мы знаем, что это так? Сказано: «И завершены были ויכולו небо и земля», а ויכולו — не что иное, как страстное вожделение, как сказано (Псалмы 84:3): «Тоскует и изнывает כלתהдуша моя по дворам Господним»… (Бамидбар раба).

И, как в зеркале, в этот день раскрывается вожделение каждого сотворенного и созданного к Сущему: «И завершены небо… Ибо Всевышний раскрыл Свою тайну боящимся Его… Посредством Своего желанного света, который окружает всё… На этом стоит мир — на вожделении к Сущему. Об этом сказано ויכולו, от корня כלתה — вожделеет, изнывает, и посредством этого восполнилось и существует мироздание… ויכולו означает великое, до конца, стремление части к целому הכל» (Ор аХаим).

Когда раскрывается больше этого «желанного света», Собрание Израиля восстает с томлением, как невеста, вожделеющая прилепиться к своему суженому: «Пойдем, друг мой, навстречу невесте: примем лик субботы».

ויכולו — цель всего

ויכולו — «и завершились» (Ибн Эзра). ויכולו — достигли цели бытия в общем (Сфорно).

Цель сотворения неба и земли — это суббота, когда все мироздание было завершено. «Должен Дом Израиля покоиться в субботний день, ведь когда сотворил Всевышний Свой мир, сотворил его в шесть дней, и отдыхал в день субботний. Благословил его, и освятил его, как человек, построивший свой дом, закончивший работу и устроивший праздник» (Танхума).

«И увидел Бог все, что сделал, и вот — хорошо весьма». «Тогда пребывает благословение, как сказали: Сосуд, содержащий благослвоение, и это — суббота, называемая “миром”» (Сфат Эмет). Это день, когда конечное действие вновь объединяется с первоначальным замыслом.

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»