Темы: Шадхан, Шидух, Свадьба, Батшева Эскин
То, что браки совершаются на Небесах, — все ведь знают? По крайней мере, тот, кто женился сам или женил детей, — мог убедиться, что соединение юноши и девушки под хупой происходит в результате цепи таких невообразимых «случайностей», которые, конечно, никто из живущих на земле организовать бы никогда не смог.
И хотя мы все и знаем, что соединяет пары Вс-вышний, все равно очень переживаем, когда дело доходит то поиска жениха или невесты. И волнуют нас, как и наших предков, вечные вопросы, на которые и сейчас, как и сотни лет назад, есть ответы у еврейских свах — шадханиёт.
Как люди определяют свою готовность к семейной жизни? «Я готов, потому что нашел работу», «я готова, потому что влюбилась», «мне уже 25, все подружки давно замужем»?
Возраст тут совершенно ни при чем, если мы говорим о совершеннолетних людях, с точки зрения государственных законов. Готовность к браку определяется двумя главными параметрами, которые являются, по сути, двумя сторонами одного качества: во-первых, чего человек ожидает от своей половины, и во-вторых, научился ли он к своим 18 или 40 годам слушать других. Умение слушать другого человека, настроить на него свои внутренние антенны и понимать, что ему нужно, — не рождается внезапно, а возникает в результате душевной, духовной, интеллектуальной работы.
У нас говорят, что человек рождается «для Торы, хупы и добрых дел», и эту мотивацию, это стремление к объединению со своей второй половиной и достижению единства и полноты как к одной из целей человеческого пребывания в этом мире — воспитывают в еврейских детях с самого раннего возраста. Тот, кому родители не дали такой мотивации, может развить ее в себе сам, иначе его шансы на счастье в любви весьма невелики.
Первым делом, необходимо отринуть стадное чувство и не ограничивать поиски выпускниками или выпускницами определенных престижных учебных заведений, потому что «так принято»! Человек должен знать себя и понимать, кто нужен именно ему — и внешне, и внутренне, и по уровню религиозности. А хороший посредник-шадхан, соединяя молодых людей, смотрит, чтобы в паре не было так, что один в духовном плане мог «потопить» другого — и знакомит мужчину и женщину с таким расчетом, чтобы в браке они оба духовно поднимались.
У евреев издавна было принято в деле поиска пары прибегать к помощи посредника. Грамотно выбрать шадхана — совершенно необходимо, и необязательно это должен быть профессиональный шадхан. Достаточно, если это будет человек, который умеет не только расхваливать потенциальных женихов и невест, но и видеть «внутренним глазом», какому молодому человеку подойдет какая девушка.
Кроме того, это должен быть человек тактичный и понимающий, умеющий дипломатично устранять любые накладки и шероховатости, которых может оказаться множество: от денежных вопросов — до вопросов гардероба будущего жениха. Вообще, всё, что обычно бывает неудобно или совестно спросить напрямую — выясняют у шадхана.
Может ли быть несколько посредников? Да, конечно, если вам так спокойнее. Но надо понимать, что обратитесь вы к одному шадхану или к десяти — суженый все равно появится. И ваша главная роль в этом деле состоит в том, чтобы подставить руки, молиться и ждать. Если два человека должны соединиться — они соединятся.
После нескольких встреч, во время которых люди заинтересуются друг другом, приоткроют свои души и станут ближе, они, чаще всего, перестают замечать недостатки внешности или начинают находить в них очарование. Но для первого свидания внешность важна, очень важна! И аккуратная одежда, которая идет, и форма очков, которая украшает, а не уродует, и подтянутость, и ровные белые зубы — все это важно, особенно зубы, как бы это странно ни звучало. Улыбка — это половина успеха.
Для девушек и женщин — естественно стараться выглядеть привлекательно, поэтому их не надо уговаривать купить себе ради свидания новую одежду. Но и мужчина должен позаботиться о своей внешности, попросить знающего человека сходить с ним в магазин и помочь ему подобрать если не весь гардероб, то хотя бы галстук и обувь. Подойти к этим покупкам надо с той же серьезностью, с какой мы относимся к покупке машины!
Вы скажете, что это все как-то приземленно, несерьезно, несущественно? Суть иудаизма — в правильном подчинении материального духовному, и если наша цель — найти себе пару по возможности скорее, — высока и прекрасна, то зачем удлинять себе дорогу к этой цели и получать отказы после первого свидания?
Нужна и свадьба, нужны и танцы, и цветы, и подарки. Есть заповедь — веселить жениха и невесту, и сделать это будет трудно, сидя «семейным кругом» у себя дома. Другой вопрос: можно ли экономить на свадьбе? Еще как можно, и семейная жизнь не станет от этого менее счастливой. Но на свадьбе должны быть обязательно три вещи, на которых надо меньше экономить.
Во-первых, платье невесты. Оно может быть сшитым специально или взятым на прокат, но оно должно быть ослепительным, и невеста должна быть ослепительной! Второе — хороший фотограф, который сумеет подметить именно те моменты, которые выделяют эту невесту и этого жениха из всех других. И третье — качественная музыка и обговоренный обеими сторонами репертуар. Плохая музыка может убить любое торжество.
Конечно, бывают! Мазаль, удача, может быть везде: и в светском мире, и в нееврейском мире. Но хотим ли мы получить счастье по принципу мазаля — повезет или не повезет — или мы хотим получить самые настоящие ключи к верному счастью, не полагаясь на удачу? Да, и этот путь может быть тернист, и в нашей жизни тоже бывает всякое. Но тот, кто выбирает для себя построить семью по Торе, этим самым привлекает благословение и в свой дом, и в жизнь своих потомков на многие поколения.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»