Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Пасхальный седер, Холокост, Гетто, Рассказы, Карлибах
Гевалт, гевалт — с разрушения Храма не было такого Песаха в мире… Этот седер в варшавском гетто проводили один взрослый еврей и один еврейский ребенок. Чудесным образом им удалось достать мацу и вино.
Мойшеле пел ма ништана, задавал четыре вопроса — эти самые глубокие вопросы — в варшавском гетто. Почему так много боли этой ночью, и почему эта ночь так темна, так темна, как никакая другая ночь в мире… Все ангелы дрожали, пока Мойшеле спрашивал — ма ништана, — и весь мир наполнился слезами. Отец уже хотел отвечать: «Рабами были мы в Египте…», но тут Мойшеле сказал:
— Тате зиссе (дорогой папа), у меня есть еще один вопрос — мой собственный.
Когда Мойшеле задавал первые четыре вопроса — весь мир содрогался. Но когда он начал задавать свой собственный вопрос — наступила пронзительная тишина во всем мире. Даже ангелы боялись шуметь.
— Тате зиссе, пожалуйста, скажи мне, в следующем году — останется ли в мире хотя бы один Мойшеле, который задаст эти четыре вопроса? И будет ли во всем мире хотя бы один еврейский папа, который сможет на них ответить? Скажи мне, зиссе тате, будешь ли ты жив в следующем году? Буду ли я жив в следующем году? Ответь мне правду: останется ли на свете хоть один еврей?
Отец отвечал:
— Я не знаю… Я не знаю, останешься ли ты в живых, и я не знаю, останусь ли я в живых, но я обещаю тебе, что в пасхальную ночь в следующем году будет в мире какой-то Мойшеле, который будет спрашивать ма нишатна, и я обещаю тебе, что будет какой-то тате, который ответит ему: «Были мы рабами в земле египетской…»
* * *
Я рассказывал эту историю в Тель-Авиве несколько лет назад, и вдруг вижу — какое-то движение в зале, шум, «Маген Давид Адом» (израильская «скорая помощь»): одному из зрителей стало плохо. Это был тот самый Мойшеле…
Да, Мойшеле остался жив, после войны приехал в Израиль. Р. Шломо Карлибах ничего не сказал о том, проводил ли Мойшеле седер со своими детьми — и сейчас уже не у кого спросить об этом. Но каждый год миллионы детей в пасхальную ночь по-прежнему поют ма ништана и отцы отвечают им — «Были мы рабами в земле египетской…». Ведь практически каждая еврейская семья — и религиозная и нерелигиозная — проводит Седер Песах.
Перевод Батшевы Эскин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»