Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Наслаждения, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек, Небесный суд, Адам
«Наступил день субботний и стал защитником для Адама. Сказал перед Ним: Владыка всех миров, в шесть будних дней не было убийства в мире, и с меня ты начинаешь?! Это его святость?! Это его благословение?! …И в заслугу субботнего дня спасся Адам от суда в геенне. Увидел Адам силу субботы, сказал: Не зря благословил Всевышний субботний день и освятил его! Начал воспевать субботний день, как сказано: “Песнопение, песнь для дня субботнего”» (Пиркей дераби Элиэзер).
«Сила субботы» защитила все мироздание от проклятия греха: «Хотя светила были прокляты с кануна субботы, не затмились до исхода субботы. На исходе субботы Адам был лишен своего сияния и был изгнан из сада Эдена. Об этом написано: “Изменяет лицо его и отослал его”» (Берешит раба).
«В субботний день даже сейчас миры возвращаются в состояние, в котором они были до греха Адама». «Суббота исправляет грех Древа Жизни». (р.Ц.а).
Здесь нам нужно понять, откуда идет сила субботы для исправления всех этих грехов — недостатков в корнях мироздания, которые привели к греху Древа Познания. Ответ: из Высшей субботы, Субботы Грядущего мира. Тот самый день, когда всякий грех и недостаток будут исправлены, и мироздание будет пребывать в совершенстве. Во всякую субботу есть отсвет той Субботы, и потому в силах субботы исправить в данном аспекте грехи будних дней.
Данная тематика будет подробно обсуждаться в эссе «В суббота дана Тора»
«Иди и смотри, мироздание стоит только на мире! Когда сотворил Всевышний мироздание — не могло оно выстоять, пока не пришел и не утвердил его на мире. И что он такое? Суббота, которая есть мир вверху и внизу» (Зоар). В корне всех грехов, недостатков мироздания, стоит разделение вод, произошедшее на второй день творения. Это спор между высшими и нижними. Суббота стоит в тайне «того дня», когда будет исправлен этот спор, и все мироздание вновь приобщится к своем источнику: «Почему не написано о втором дне: “И увидел Бог, что это хорошо”? — потому что тогда был сотворен ад… и раздор… но, тем не менее, он был включен в общее высказывание в конце: “И увидел Бог все, что Он сделал, и вот — хорошо весьма”». (Берешит раба). Это включение есть мир, завершающий спор. Источник субботы — это день, в котором «будет Господь один и Имя Его одно». Это раскрытие управления Единства, источника совершенного благодеяния — имени Авайе. «Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя, совершенное со всех сторон» (Зоар).
Источник любого греха — сокрытие царства Всевышнего в мире. Это основа свободы выбора и возможность отрицания Творца. Но суббота есть день, когда царство Всевышнего раскрывается в мироздании.
***
В каждую субботу можно почувствовать отсвет этой Грядущей Субботы? «Иди и смотри: когда освящается субботняя ночь, шалаш мира пребывает и распростирается над миром. Что есть шалаш мира? Это суббота» (Зоар). «Поэтому назвал царство дома Давида — шалашом, поскольку царство дома Давида — это Божественное царство, в отличие от других, будничных царств» (Маараль). Это царство, у которого нет ничего от себя, но лишь то, что оно принимает от Всевышнего.
Установление этого шалаша в совершенстве — есть раскрытие Царства в его исправленном состоянии.
***
В субботу светит внутреннее содержание мироздания, те «врата, обращенные на восток», что открываются в субботний день. Именно тогда есть понимание и признание корней сокрытия, заключенного в природе, и нет разделения между плодом и древом. Следует повторить данную тему несколько раз, чтобы понять ее, как подобает.
В субботу плод объединяется с деревом — конечная цель вновь светит в высшем смысле первоначального замысла. Другими словами, когда раскрывается цель всего сотворения неба и земли, светит понимание — «вкус» всего творения мира. Это суббота, придающая форму, содержание и смысл шести дням. «Вкушающие ее» — нечто подобное наслаждению, которое будет в Грядушем, когда праведники наслаждаются сиянием Шехины. Это постижение высшего корня смысла всех процессов, произошедших за Шесть тысяч лет. В Субботу приходят ответы на все вопросы о недостатках-грехах мироздания. «Глубоки весьма замыслы Твои».
Таким образом, в субботу мы находим вид служения, которого нет в будние дни: служение наслаждаться — субботнее наслаждение. Наслаждение достижения плода объединяется с удовольствием от труда служения. Мы разберем этот вопрос подробнее в эссе «В субботу дана Тора».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»