Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В некоторых случаях, несмотря на то, что «мукце» положили на разрешенный предмет без особого намерения, этот предмет становится «басис ле-давар а-асур»

Общие сведения о «басис ле-давар а-асур»

В некоторых случаях предмет, на который положили «мукце», получает тот же статус, что и «мукце». Даже после того, как на нем уже не находится «мукце», его разрешено перемещать и использовать только в строгом соответствии с законами, относящимися к этому виду «мукце». Так, например, стол, на котором в честь Субботы зажгли свечи, считается «басис ле-давар а-асур» (подставка к запрещенному предмету), и к нему применимы те же законы о «мукце», что и к свечам, даже после того, как свечи погаснут[1].

Если «мукце» положили на разрешенный предмет перед Субботой с тем, чтобы забрать его оттуда до Субботы, но забыли это сделать, предмет не становится «басис ле-давар а-асур». Его разрешено перемещать, предварительно стряхнув с него «мукце». Если «мукце» от падения может испортиться или упасть в место, которым собираются вскоре воспользоваться, то разрешенный предмет разрешено перенести в другое, более подходящее место и сбросить с него «мукце» там, чтобы избежать указанных проблем[2]. Этот же закон действителен и в случае, если «мукце» положили на разрешенный предмет с намерением оставить на нем в течение всей Субботы, а затем, еще до наступления Субботы, передумали и решили убрать оттуда «мукце», но забыли это сделать.

Другими словами, если «мукце» положили с намерением оставить на разрешенном предмете в течение Субботы, то разрешенный предмет приобретает статус «басис ле-давар а-асур». Если «мукце» не собирались оставлять на разрешенном предмете в течение Субботы, то предмет остается разрешенным.

В некоторых случаях, несмотря на то, что «мукце» положили на разрешенный предмет без особого намерения, этот предмет становится «басис ле-давар а-асур». Это происходит если данный предмет предназначен специально для «мукце». В этом случае, даже если человек, кладя «мукце» на такой предмет, не думал о том, что «мукце» будет находиться на нем в Субботу, этот предмет все равно приобретает статус «басис ле-давар а-асур». Ведь поскольку «мукце» обычно находится на этом предмете, то подсознательно человек и теперь намеревался оставить «мукце» на нем и в Субботу тоже. Тем не менее, если перед Субботой человек собирался убрать «мукце» с такого предмета и забыл это сделать, то даже такой предмет не становится «басис ле-давар а-асур».

Согласно мнению ряда авторитетов, если на разрешенный предмет положили «мукце», заранее предполагая, что нееврей заберет оттуда «мукце» в Субботу, то разрешенный предмет не приобретает статус «басис ле-давар а-асур», и когда «мукце» с него устранят, его будет разрешено перемещать. И хотя закон принят в соответствии с более строгим мнением, которое гласит что и в этом случае предмет становится «басис ле-давар а-асур», тем не менее, если существует угроза значительного ущерба, то разрешено поступить в соответствии с первым мнением. Приведем случай, когда таким разрешением пришлось воспользоваться на практике. В одной из гостиниц с разрешения администрации зажгли субботние свечи. В качестве подставки для свечей был использован стул. Как и предполагалось заранее, после того, как свечи догорели, работники гостиницы, которые были неевреями, сняли подсвечники со стула, но этот стул, на котором прежде стояли свечи, смешался с другими стульями. Если этот стул считается «басис ле-давар а-асур», то и этим, и всеми остальными стульями, с которыми он смешался, запрещено пользоваться и нельзя их перемещать[3]. Поскольку невозможность воспользоваться стульями расценивается как значительный ущерб, законоучителя посчитали уместным в данной ситуации положиться на мнение тех, кто считает, что если заранее планировали, что «мукце» устранят с предмета в течение Субботы, предмет не становится «басис ле-давар а-асур».

К подсвечникам данное разрешение не применимо, хотя заранее известно, что свечи догорят, и на них не будeт находиться «мукце». Причина в том, что подсвечники являются предметом специально предназначенным для установки свечей. Поэтому после того, как зажгли свечи, они на всю Субботу стали «басис ле-давар а-асур», и их запрещено перемещать и после того, как свечи погаснут, а также в случае вероятности ущерба.

Если «мукце» положили на разрешенный предмет уже после наступления Субботы, предмет не становится «басис ле-давар а-асур», и после того, как с него стряхнут «мукце», его разрешено перемещать и использовать. Исключением является предмет, который специально предназначен для «мукце» и является «басис ле-давар а-асур» даже в случае, если «мукце» поместили на него уже после наступления Субботы. Поэтому после того, как в мусорное ведро, даже после наступления Субботы, положили мусор, оно становится «басис ле-давар а-асур».

Тарелка или стол, на которые во время трапезы положили пищевые отходы, не становятся «басис ле-давар а-асур», т.к. тарелка и скатерть не являются специальной подставкой под «мукце».


[1] О том, какой закон в случае, когда на столе находятся разрешенные предметы, ценность которых больше, чем ценность предмета-«мукце», будет рассказано ниже.

[2] О данном разрешении уже шла речь выше, в теме «тилтуль мин а-цад». Там отмечалось, что перемещение «мукце» вместе с разрешенным предметом позволено либо когда собираются воспользоваться разрешенным предметом, либо использовать место, которое занимает «мукце», либо ради разрешенного действия.

[3] Чтобы объяснить данное утверждение, необходимо познакомиться с правилом о «давар ше-бе-миньян» и правилом о «давар ше-еш ло матирим». Обычно в законах Торы действует принцип растворения или поглощения. Т.е. при определенных соотношениях разрешенных и запрещенных предметов или продуктов питания считается, что количество запрещенного настолько мало, что его не следует принимать во внимание, оно «аннулируется». Но когда речь идет о предметах или продуктах питания, которые продаются поштучно, что свидетельствует об их особой значимости — «давар ше-бе-миньян» («предметы, продаваемые по счету») — «аннулирования» не происходит, каково бы ни было соотношение запрещенных и разрешенных предметов. Исходя из этого, в случае со стульями, которые продаются поштучно, не может быть речь об аннулировании запрещенного стула со статусом «басис ле-давар а-асур» в среди разрешенных стульев. Второе правило, правило о «давар ше-еш ло матирим» можно кратко сформулировать так: запрещенный предмет или продукт питания, который после завершения Субботы или праздника будет разрешен, не «аннулируется», каково бы ни было соотношение разрешенных и запрещенных предметов. Данное решение мудрецы Торы приняли, исходя из следующего соображения: зачем пользоваться сейчас предметом, в отношении которого существует сомнение, если через некоторое время он будет точно разрешен? Согласно этому правилу, поскольку запрещенный стул со статусом «басис ле-давар а-асур» станет разрешенным сразу по окончанию Субботы, он не может аннулироваться в разрешенных стульях.

Из журнала Мир Торы

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»