Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Законы о мукце в Субботу и праздники 4. Предметы, связанные с исполнением заповедей, украшением интерьера и крупногабаритные

Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Брит мила, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу, Посуда

Дорогостоящая маца, цветочные горшки и крупногабаритные предметы имеют разный галахический статус

Предметы, связанные с исполнением заповедей

Дорогостоящая маца ручной выпечки, которую приобретают в ограниченном количестве и бережно хранят для исполнения заповеди во время Пасхального Седера, считается «мукце махмат хисарон кис». То же самое можно сказать и про шофар, в который трубят в Рош а-Шана, если его берегут и без особой необходимости им не пользуются.

Посуда, предназначенная для использования во время праздника Песах, которую в течение остального года хранят в отдельном месте, чтобы она не стала «хамецовой»[1], в непасхальные дни, по мнению некоторых, является «мукце махмат хисарон кис». «Хамецовая» посуда — т.е. та, в которой готовят квасное в течение всего года (и которую прячут на время Песаха, чтобы случайно не воспользоваться ею для готовки и не допустить нарушения закона) во время Песаха, согласно мнению тех же законоучителей, является «мукце махмат хисарон кис». Поэтому в пасхальную Субботу не следует брать в руки «хамецовую» посуду, а в Субботы остального времени года — «пасхальную». В случае необходимости, следует проконсультироваться с раввином, поскольку данный вопрос неоднозначен и его решение зависит от ряда условий.

Скальпель, предназначенный для обрезания, считается «мукце махмат хисарон кис». Поэтому сразу после обрезания[2] скальпель запрещено перемещать. Однако если обрезание делали в месте, где есть вероятность что скальпель попадет в руки детям, его разрешено перенести в укромное место во избежание опасности. Если есть опасение что скальпель пропадет, моэль[3] может передать его сразу после использования своему ассистенту или любому другому человеку, чтобы тот убрал скальпель в любое место, какое пожелает, исходя из приведенного выше правила: если предмет, который является«мукце», уже находится в руке, его разрешено перенести в любое место. Еще одна возможность — после обрезания поместить скальпель в сумку, в которой находятся «разрешенные» предметы, общая ценность которых превышает ценность скальпеля. В этом случае его разрешено перемещать в сумке[4].

Специальные ножи для шхиты[5] не используют в других целях. Их бережно хранят, чтобы они не искривились, не затупились и не зазубрились. Поэтому они считаются «мукце махмат хисарон кис» и перемещать их в Субботу запрещено.

Предметы, служащие украшением интерьера

Некоторые предметы, используемые для украшения интерьера, стараются лишний раз не трогать, а некоторые иногда перемещают с места на место. Для дорогих картин, ваз, настенных или напольных часов, хрупких статуэток обычно определяют постоянное место, чтобы обеспечить их сохранность. Статус такого рода предметов — «мукце махмат хисарон кис». Вазы, цветочные горшки или сувениры, которые иногда перемещают с места на место, чтобы лучше рассмотреть или воспользоваться ими, не считаются «мукце махмат хисарон кис». Их статус определяется согласно приведенным выше принципам: «кли ше-млахто ле-исур», «кли ше-млахто ле-этер» или «охель ве-китвей а-кодеш».

Крупногабаритные предметы

Предметы, которые в силу их габаритов (большой вес или объем) стараются не перемещать с их привычного места, опасаясь, что они могут испортиться, считаются «мукце махмат хисарон кис». Пользование ими в том месте, где они находятся, не возбраняется. Поэтому, тяжелый шкаф или объемную тумбу, которые без особой необходимости стараются не двигать чтобы они не сломать, запрещено сдвигать в Субботу с места. Однако разрешено класть или вешать туда вещи, открывать или закрывать их дверцы или выдвижные ящики.

Предмет, для которого определено постоянное место и его обычно не двигают (но не из-за опасения, что он испортится) не является, по мнению ряда законоучителей, «мукце махмат хисарон кис». Другие раввины считают, что и такой предмет имеет статус «мукце махмат хисарон кис». Однажды под холодильник закатилось кольцо, и встал вопрос о том, разрешено ли его подвинуть, чтобы достать кольцо. Согласно первому мнению, холодильник было разрешено сдвинуть, исходя из правил «кли ше-млахто ле-исур», который разрешено перемещать «ле-цорех мекомо». Согласно второму мнению, холодильник считается «мукце махмат хисарон кис» и его передвигать в Субботу запрещено.

Один только факт, что предмет имеет большой вес или объем, еще не делает его «мукце». Поэтому большой или тяжелый предмет, для которого не определяют постоянное место и иногда передвигают, не опасаясь, что он при этом испортится, не является «мукце махмат хисарон кис», даже если он имеет большой вес или объем.

Из журнала Мир Торы


[1] Чтобы ею по ошибке не воспользовались для квасного.

[2] Обрезание в Субботу разрешено, если это делают младенцу на 8-ой день жизни в случае обычных родов.

[3] Моэль — специалист, совершающий обряд обрезания.

[4] Поскольку речь шла об обрезании, уместно было бы упомянуть еще об одном вопросе, который связан с законами о «мукце». Принято, что крайнюю плоть («орла»), после того как ее отделили от тела, закапывают в землю — «хоронят». Если хотят сделать это в Субботу, необходимо заранее подготовить ящик с землей, т.к. земля является «мукце махмат гуфо». Каким образом можно подготовить «мукце махмат гуфо» для перемещения и использования в Субботу, будет рассказано ниже. Сама «орла» тоже является «мукце» и поэтому моэль, осуществив обрезание, должен, не выпуская «орла» из рук, положить ее в заранее подготовленный ящик с землей. Перенести ящик в другое место разрешено только в том случае, если его присутствие не приятно для окружающих, либо если в нем находится какой-либо разрешенный предмет. Во время закапывания крайней плоти также должны быть соблюдены определенные правила.

[5] «Шхита» — убой животных таким образом, чтобы они были разрешены евреям в пищу.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»